В 80-х годах XVII века походы жонгарских хунтайши на казахские земли возобновились, они стремились овладеть Южным Казахстаном и торговыми городами на Сыр-Дарье, а также территорией, по которой проходили важные караванные пути.
Казахская политическая система, основанная на широкой автономии субъектов, была прекрасно приспособлена к решению внутриполитических проблем. После реформ начала XVII века межобщинные и межсословные разногласия редко выходили за рамки судебных разбирательств и никогда не доходили до вооруженной борьбы. Однако в начале XVIII века резко изменилась внешнеполитическая ситуация, казахское же ханство, децентрализованное в результате реформ, оказалось не готовым к изменившимся внешним условиям.
В конце XVII и в начале XVIII в. производительные силы казахского общества развивались чрезвычайно медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Кочевое и полукочевое скотоводческое хозяйство в значительной степени зависело от стихийных сил природы. Труд феодально-зависимых скотоводов-шаруа оставался малопроизводительным.
Экономический базис казахского общества — кочевое скотоводство — в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочения государства на территории Казахстана.
В конце XVII—начале XVIII в. Казахстан оставался в основном политически раздробленной страной. Здесь существовали три жуза, состоящие иногда из нескольких ханств. Регулярные перекочевки с одного места на другое сдерживали развитие постоянных контактов между отдельными племенами и родами. Патриархально-феодальный быт, порожденный кочевым образом жизни, стимулировал воздействие центробежных сил: казахское общество распадалось на отдельные самодовлеющие и разобщенные группы родов, владетели которых не желали признавать над собой верховенство других феодалов. Страну раздирали межфеодальные усобицы. Различные султанские группировки соперничали между собой, борясь за верховную власть и за захват лучших пастбищных угодий. Распри поддерживались и разжигались среднеазиатскими ханами и особенно подстрекались джунгарскими хунтайджи. В результате тенденция к объединению замедлялась.
Неоднократные попытки отдельных ханов (Хакк-Назара, Тауке и др.) создать единое казахское ханство, объединив все казахские жузы, претерпевали неудачу в силу объективных причин, обусловленных самой природой кочевого обществ. Между казахскими жузами не сложилось устойчивых политико-экономических связей. Особенно слабы были связи Младшего и Средного жузов со Старшим.
Каждый жуз имел определенный район кочевок, регулируемый ни основе обычного права.
Для внутриполитической жизни казахских ханств первой трети XVIII в. характерны периодические объединенные собрания всех трех жузов, созывавшиеся для обсуждения вопросов, требующих общих решений. Здесь обсуждали вопросы, где зимовать, где летовать, как достигнуть спокойствия и как воевать. На совещаниях принимались решения по важнейшим экономическим и политическим вопросам, включая распределение кочевий, разбор межплеменных и межродовых конфликтов, вопросы войны и мира и внешних отношений.
Одним из более менее прочных объединений казахских жузов является объединение казахского ханства при хане Абылае, одной из величайших фигур того времени.
Объединение казахского ханства при Абылай хане
В казахской истории найдется немного, столь часто называемых имен, как имя Абылай хана. Ему посвящали свои дастаны и жыры акыны, жырау, современники XVIII века, «века Абылая», поэты и исследователи более поздних времен. Имя Абылая обрастая при жизни многими легендами, в последствии долгие годы было предано забвению. И только в последнее время, благодаря позитивным процессам по возрождению подлинной истории казахского народа, казахской государственности стало возможным возвращение в историю личности, игравшей в ней значительную роль. Такой колоритной фигурой в истории казахов XVIII столетия был Абылай. Он возглавил освободительную борьбу казахского народа против джунгарских, а затем цинских (китайских) завоевателей, одним из первых осознавший историческую необходимость дружбы и добрососедства, объединил раздробленные казахские владения в единое государственное образование, заставляя считаться с собой правителей соседних среднеазиатских государств.
Появление на политической арене Абылая в сложное, переломное время в истории казахского народа было событием особой важности. В преданиях об Абылае в частности Шакарима Хаджи, говорится следующее о происхождении хана. Сын Жангир хана (1645 –1652) Валикабы, обидевшись за то, что ему не достался ханский престол, уезжает в Ургенч, к отцу матери Кайып хану. Там от него родился сын, которого назвали Абылаем, от него – Коркем Вали, а его сына звали Абылмансур. Таким образом по происхождению он чингизид, является четвертым поколением Жангир хана.
Дед Абилмансура – бек Абылай по природе был сильным и храбрым воином. В схватках один на один побеждал и убивал своих противников – батыров, за что в народе его прозвали «канишер Абылай» (кровопийца). Абилмансур, родившийся в 1711 году, в двенадцатилетнем возрасти возвращается в Сары-Арку, родные края предков.
Как известно, Ташкент был захвачен ойратами в 1725 году. В другом придании отмечается, что он вместе со своими уцелевшими соплеменниками, прежде, чем попасть в Туркестан, побывал вначале в Ташкенте, прибыв туда из Ургенча. Лишившись отца и потеряв в годы Великого бедствия мать, Абылай под именем Сабалака, несколько лет скитался по степи. По сведеньям Ч. Ч, Валиханова «Абылай одно время пас лошадей у бая Даулетбая. Жена Даулетбая не без удивления замечала, что молодой человек никогда не просил пищи сам, пока не дадут, но и тогда брал неохотно и никогда не ел из немытой посуды. Это совершено не киргизское поведенье, эксцентричность», — замечает Ч. Ч. Валиханов, — «Хозяин через расспросы у Ураза (спутника Абылая), узнав о его происхождении в тот час, увез его к хану Абулмамбету, одарив его лучшею лошадью из табуна. Этот-то выбранный конь был тот знаменитый Чалкуйрык (пламя-хвост), первый сподвижник похода молодого султана Чалкуйрык, на котором Абылай составил себе имя батыра и уважения киргиз».
Пятнадцатилетним юношей Абылай принимает участие в сражениях казахских ополчений джунгарскими завоевателями. Отдельные сведенья о его юношеских годах содержаться в жыре Умбетая. Умбетай, говоря о крике, имеет боевой клич-уран молодого султана Абылая, который вступая в бой, кричал имя своего грозного деда Абылая. Под этим именем вошел в историю Абылмансур. Звание батыра покровительство хана Абулмамбета, приходившегося Абылаю дядей, знатное происхождение позволили Абылаю ему вскоре добиться избрания владельцем в наиболее многочисленном и сильном атыгайском роде, племени аргын. Произошло это, видимо, в конце 20-х-начале 30-х годов. В его владении находилось несколько тысяч семей аргынов-атыгайцев.
Во внешней политике Абылая четко прослеживается, в основном, три направления: взаимоотношение с могучим западным соседом – Российской империей; казахско-ойратские отношения; казахско-цинские отношения. Здесь речь не идет о том, чтобы поставить Россию во внешней политике Казахстана, в исторических судьбах казахского народа на один уровень с Джунгарией и Цинским Китаем. Во имя исторической правды следует сказать, что характер казахско-русских отношений коренным образом отличался от взаимоотношений казахских ханств с Джунгарией. Россия и казахские ханства нуждались друг в друге для борьбы с могущественной кочевой империей Центральной Азии – Джунгарским ханством, потому что угроза, которая шла от него, была не меньшей чем монгольское нашествие в XVIII веке.
Очевидно, поэтому сложившееся исторические обстоятельства в XVIII столетии – кризис ханской власти, угроза извне и другие факторы заставляли казахских ханов и султанов из Младшего, Среднего и Старшего жузов – Абулхаира, Абулмамбета, Семеке, Абылая, Барака, Толе бия, Жолбарыса и др. – искать союза с Российской империей.
Абылай в числе первых казахских правителей сделал исторический выбор, связав свою судьбу и судьбу казахского народа с Россией. Однако, надо полагать, что тогда ни Абылай, ни другие казахские владыки не могли предвидеть развития событий в будущем, что процесс сближения и последующего присоединения Казахстана к России будет сложным и противоречивым, что протекторатство или сузеренство смениться откровенным насилием царизма, превратиться в колониальную эксплуатацию. Абылай был выдвинут на сцену политической жизни той частью казахских феодалов, которая отстаивала идею укрепления и развития сильного централизованного государства, активную борьбу с завоевателями.
Во внешней политике Абылая в условиях наступления на казахские степи двух могущественных империй – Российской и Китайской, главным было сохранение максимума самостоятельности, достижения возврата некогда захваченных джунгарами казахских кочевий, обеспечение права широкой торговли на рынках Сыньзяня.
Степному султану пришлось столкнуться теперь с изощренной тактикой Цинской империи. В течение тысячелетий Китай был окружен странами и народами, уступавшими ему по величине территории, численности населения, военному могуществу, нередко отстававшими от Китая в экономическом и культурном отношениях. Все это породило концепцию превосходства всего китайского над чужеземным, идею китаецентризма, представления о посланнике неба на земле.
Цели и задачи русской дипломатии заключались в том, чтобы изолировать Абылая от цинского влияния, не допускать принятия им подданства Китая, тем самым нейтрализовать происки Цинов в Казахстан.
Дипломатия Китая сводилась к тому, чтобы склонить Абылая на свою сторону, заручиться обещанием поддержать их в случае войны с Россией и добиться принятия подданства Богдыхану.
Дипломатия Абылая исходила из того, что Казахстан находиться в тисках двух мощных империй, что в этой ситуации ему важно придерживаться политики добрососедства, дружбы и с Россией, и с Китаем , не вступать в конфликты ни с одной, ни с другой стороной.
Склонность Абылая к постоянным переговорам объяснялась не «восточной коварной политикой», а желанием укрепить казахское ханство. Бесстрашие, удаль, военные хитрости, физическая сила, живой ум, незаурядный талант сделали Абылая признанным вождем, лидером всего казахского общества, влиятельным политическим деятелем, о котором знала вся степь.
Абылай был сыном своего народа, интересы которого он отстаивал более энергично и умело, что позволило ему занять ведущее положение в казахском обществе.