Общие положения жилищного законодательства РК

Жилищное законодательство Республики Казахстан

  1. Жилищное законодательство Республики Казахстан регулирует отношения с участием граждан, юридических лиц, государственных органов, связанных с:

1) основаниями возникновения и прекращения права собственности на жилища и права пользования ими;

2) осуществлением права пользования жилищами;

3) требованиями к жилищам;

4) обеспечением сохранности и ремонта жилищных фондов;

5) контролем государственных органов за соблюдением прав граждан в жилищной сфере и использованием жилищного фонда.

  1. Жилищные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Законом, нормами Гражданского кодекса и иным законодательством, издаваемым в соответствии с ними.
  2. Отношения, связанные с финансированием строительства жилья, развития и наращивания жилищного фонда, регулируются соответствующим законодательством с учетом требований, установленных настоящим Законом.
  3. Проживание в гостиницах, пансионатах, интернатах, домах престарелых и других помещениях аналогичного назначения регулируется законодательством.

Статья 2. Основные термины и определения

Применяемые в настоящем Законе термины и определения означают:

жилищный фонд – находящиеся на территорий Республики Казахстан жилища всех форм собственности;

жилище – отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям;

жилой дом (жилое здание) – строение, состоящее в основном из жилых помещений, а также нежилых помещений и иных частей, являющихся общим имуществом;

служебное жилище – жилище с особым правовым режимом, предназначенное для заселений гражданами на период выполнения ими обязанностей, связанных с характером их трудовых отношений;

жилище, приравненное к служебному – жилище, предоставляемое из государственного жилищного фонда государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащим и лицам, занимающим государственные выборные должности:

общежитие – жилое здание, специальное построенное или переоборудованное для проживания лиц, работающих по срочному трудовому договору (контракту), студентов (курсантов, аспирантов) и учащихся в период учебы, а также других лиц, имеющих срочный трудовой договор (контракт) с собственником или владельцем общежития;

общая площадь жилого дома (жилого здания) – сумма полезных площадей всех жилых помещений и площадей всех нежилых помещений, а также площадей частей жилого дома, являющихся общим имуществом;

земельный участок – земельная территория, закрепленная за жилым домом в порядке, устанавливаемом законодательством;

кондоминиум – особая форма собственности на недвижимость как единый имущественный комплекс (далее — объект кондоминиума), при которой помещения находятся в раздельной (индивидуальной) собственности граждан, юридических лиц, государства, а общее имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности;

кооператив собственников помещений – некоммерческое объединение собственников помещений (квартир) в многоквартирном жилом доме (домах), создаваемых с целью управления объектом кондоминиума;

наем (аренда) жилища – предоставление жилища или части его нанимателя (арендатору) в постоянное или временное владение и пользование за плату;

малоимущие – лица, имеющие совокупный месячный доход на каждого члена семьи за последние двенадцать месяцев перед обращением о предоставлении жилища из жилищного государственного фонда ниже прожиточного минимума, установленных для этих целей законодательством;

военнослужащие – офицеры, прапорщики, мичманы и сверхсрочнослужащие, в том числе и уволенные в запас (отставку) по возрасту, болезни, а также по сокращению штатов (численности);

реквизиция жилища – принудительной изъятие жилища у собственника в условиях чрезвычайных ситуаций по решению государственных органов, в порядке, установленными законодательном актами, с выплатой стоимости изъятого жилища либо иными видами возмещения, не противоречащим законодательным актам Республики Казахстан;

Статья 3. Жилищный фонд Республики Казахстан

  1. Жилищный фонд Республики Казахстан включает:

1) частный жилищный фонд – жилища, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности;

2) государственный жилищный фонд – жилища, принадлежащие на праве собственности государству и находящиеся в ведении местных исполнительных органов (государственный коммунальный жилищный фонд) либо в ведении государственного предприятия (жилищный фонд государственного предприятия).

  1. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах.
  2. Принудительное изъятие жилых помещений местными представительными органами или иными организациями в домах частного жилищного и жилищного фонда государственных предприятий запрещается, кроме случаев, предусмотренных настоящим законом и другими законодательными актами.

Статья 4. Использование жилищ

  1. Использование жилища (жилого помещения) или его части по нежилому назначению допускается на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
  2. Использование жилища не должно приводить к его разрушению или порче, нарушать условия проживания других жильцов, причинять ущерб окружающей среде.
  3. Переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в доме возможны с согласия собственника помещения и при наличии проекта, выполненного юридическим или физическим лицом, несущим ответственность за соответствие проекта строительным нормам и правилам. Соответствие проекта обязательным требованиям подтверждается в установленном законодательством Республики Казахстан порядке специальным уполномоченным органом или лицом.

Ответственность за соответствие проекту выполняемых в натуре работ по переоборудованию и перепланировке помещений несет собственник и исполнитель работ в порядке, установленным законодательством.

В случае, когда переоборудование и перепланировка помещений затрагивают интересы других собственников, требуется их предварительное письменное согласие.

Статья 5. Совместная эксплуатация жилого дома

Собственники помещений (граждане, юридические лица, государство) в праве объединяться в любое не запрещенное законодательством объединение для совместной эксплуатации жилого дома.

Статья 6.  Управление жилищным фондом

Управление жилищным фондом осуществляется собственником непосредственно либо через образуемые (назначаемые, избираемые) им органы, а также через доверенных лиц.

Статья 7. Государственный учет жилищного фонда Республики Казахстан

Государственный учет жилищного фонда Республики Казахстан, независимо от его принадлежности, осуществляются по единой для Республики Казахстан системе в порядке, устанавливаемом Правительства Республики Казахстан .

Статья 8.Разрешение жилищных споров

  1. Споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом.
  2. Выселение граждан и юридических лиц из занимаемых ими жилых помещений допускается лишь по основаниям, установленным настоящим Законом, в судебном порядке

Статья 9. Права и обязанности иностранных юридических лиц, иностранцев и лиц без гражданства в жилищных отношениях

  1. Иностранные юридические лица и иностранцы пользуются в Республике Казахстан и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с юридическими лицами и гражданами Республики Казахстан, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.
  2. Лица без гражданство, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне гражданами Республики Казахстан.

Статья 10. Международные договоры

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в жилищном законодательстве Республики Казахстан, применяются правила международного договора.

Статья 117.Сохранение очередности граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище

  1. Граждане, состоявшиеся на учете нуждающихся в жилище к моменту в введение в действие настоящего Закона, сохраняют право на получение жилища из государственного жилищного фонда в прежнем порядке.
  2. В случае передачи жилищного фонда государственных предприятий в государственный коммунальный жилищный фонд вместе с жилищным фондом соответствующему местному исполнительному органу передаются и списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище по месту работы.

При этом лица, состоявшие к моменту передачи жилищного фонда на учете нуждающихся в жилище по месту работы, включаются в списки, составленные по месту жительства, исходя из даты принятия их на учет по месту работы. Если указанные лица состоят на учете и по месту жительства, то они включаются в списки, исходя из даты принятия их на учет по месту работы или жительства, по выбору заявителя.

Местные исполнительные органы в десятидневный срок предают гласности изменения в списках нуждающихся в жилище с указанием и подтверждением причин внесенных изменений в порядке, устанавливаемом статьей 78 настоящего Закона.

Статья 118.Первоочередное и внеочередное предоставление жилища из государственного жилищного фонда

  1. В первую очередь жилище из государственного жилищного фонда предоставляется равно нуждающимся в жилище из числа состоявших на учете до введения в действие настоящего Закона:

1) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц;

2) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, матерей, награжденных подвеской «Алтын алка» и которым ранее присвоено звание «Мать-героиня», а также лиц, награжденных орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;

3) лиц, пребывавших в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войны и во время других боевых операций по защите СССР и Республики Казахстан, партизан гражданской и Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, а также других лиц, принимавших участие в боевых операциях по защите СССР и Республики Казахстан;

4) инвалидов 1 и 2 групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления);

5) семей погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая, или пропавших без вести воинов (партизан);

6) лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством порядке;

7) граждан, состояние здоровья которых по заключению медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) ухудшилось вследствие экологических бедствий, Чернобыльской катастрофы, взрывов (ядерных испытаний) на Семипалатинском полигоне, а также чрезвычайных ситуаций на других ядерных объектах гражданского и военного назначения;

8) граждан, в отношении которых в судебном порядке установлен факт незаконного осуждения или внесудебных репрессий по политическим мотивам (признанных в судебном порядке жертвами политических репрессий или пострадавшими от политических репрессий);

9) семей молодоженов, вступивших в первый брак до 30 лет и родивших ребенка в первые 3 года после вступления в брак;

10) лиц, воспитывающих детей инвалидов;

11) многодетных семей;

12) инвалидов 3 группы, пенсионеров по возрасту, одиноких матерей (не состоящих в браке женщин, воспитывающих ребенка), семей при рождении близнецов, если эти категории граждан получают доходы ниже прожиточного минимума, определяемого в установленном законодательством Республики Казахстан в порядке;

13) демобилизованных военнослужащих, прослуживших свыше двадцати лет и уволенных с военной службы в связи с возрастом, состоянием здоровья или сокращением штатов (численности), при возвращении к месту проживания на территории Республики Казахстан до военной службы;

14) педагогических работников государственных учреждений образования;

15) медицинских и фармацевтических работников, непосредственно оказывающих медицинскую и лекарственную помощь населению в государственных учреждениях здравоохранения;

16) судей, сотрудников орган прокуратуры, государственного следственного комитета и органов внутренних дел;

Граждане, получившие жилище из государственного жилищного фонда в первоочередном порядке, могут быть вновь включены в списки на получение другого жилища в первоочередном порядке лишь по решению местных исполнительных органов.

  1. Вне очереди жилище из государственного жилищного фонда предоставляется нуждающимся в жилище из числа состоявших на учете до введения в действие настоящего Закона;

1)граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания;

2) лиц, возвратившихся из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя, при невозможности возврата ранее занимаемого жилища ввиду сноса или переоборудования в нежилое помещение;

3) реабилитированных, утративших жилище вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата прежнего жилища, если требование о предоставлении жилища заявлено в течении года после реабилитации;

4)детей-сирот, не достигших двадцати лет, потерявших родителей до совершеннолетия. При призыве на военную службу возраст таких лиц продлевается на срок прохождения ими срочной военной службы;

5)лиц, которым жилище должно быть предоставлено в силу государственных обязательств, вытекающих из договора (контракта), либо неправомерно лишенных возможности пользоваться прежним жилищем;

6)лиц, избранных на выборную государственную должность, если это связано с переездом в другую местность, при условии, что прежнее жилище за ними не сохраняется.

  1. Лица, удостоенные государственных наград Республики Казахстан, имеют право на получение жилья в порядке, установленным законодательством о государственных наградах Республики Казахстан.

Статья 119.Предоставление жилища из государственного жилищного фонда в силу договора

  1. Договоры, которые заключены в соответствии с действующим до вступления в силу настоящего Закона жилищным законодательством, подлежат исполнению и в тех случаях, когда настоящим законом заключение подобных договоров не предусмотрено.
  2. В случае передачи жилищного фонда государственного предприятия, заключившего договор о предоставлении жилого помещения, в государственный коммунальный жилищный фонд обязанность предоставления жилища, обусловленного договором, возлагается на местные исполнительные органы, принявшие этот фонд в свое ведение.
  3. При передаче государственного жилищного фонда и незавершенного строительством жилого дома другому застройщику на него возлагаются обязанности предоставления жилища, обусловленного договором прежнего застройщика.

Статья 120. Особенности выселения из служебных жилищ

Без предоставления другого пригодного для проживания жилища не могут быть выселены из служебного жилища, предоставленного до введения в действие настоящего Закона:

1) инвалиды 1 и 2 групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления);

2) участники Великой Отечественной войны, а также лица приравненные к ним;

3) семьи погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, обязанностей воинской службы, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка, в результате несчастного случая на производстве или пропавших без вести воинов;

4) граждане, состояние здоровья которых по заключение медико-социальной экспертной группы (МСЭК) ухудшилось вследствие Чернобыльской катастрофы, взрывов (ядерных испытаний) на Семипалатинском полигоне, а также чрезвычайных ситуаций на других ядерных объектах гражданского и военного назначения;

5) лица, проработавшие на предприятии или учреждении, предоставившим служебное жилище, не мене 10 лет;

6) лица, освобожденные от должности, в связи с которым им было предоставлено служебное жилище, но не прекратившие трудовых отношений с этим предприятием или учреждением;

7) лица, уволенные по возрасту или по состоянию здоровья, а также в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия или учреждения;

8) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилище;

9) многодетные семьи.

Статья 121. Пользование жилищами, принадлежащим юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности

Договор найма (аренды) жилища, принадлежащего юридическому лицу, основанному на негосударственной форме собственности, заключенный до введения в действие настоящего Закона, сохраняет силу на срок действия указанного срока.

Квартира. Закон

Причины к публичному будированию вопроса о необходимости внесения поправок в Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях»:

  • последовавшие после завершения приема необходимых нормативных правовых актов о закреплении в жилищной сфере понятий «кондоминиумы» и «объекты кондоминиумов» нарушения конституционного права граждан на частную собственность в виде квартир, расположенных в многоэтажных жилых домах;
  • вызванное нарушение конституционного права владельцев приватизированных квартир в жилых домах ликвидированного государственного жилого фонда на свободное объединение в добровольные общественные формирования, каковыми были «Потребительские кооперативы собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах»;
  • нарушение канона гражданского права посредством закрепления в Гражданском кодексе РК третьего вида общей собственности, не могущего служит обоснованием о создании новых общественно-социальных отношений в обществе;
  • искаженное применение Закона «О жилищных отношениях» в стремлении к подтверждению правомерности деятельности кооперативов собственников квартир.

На мой взгляд, искаженное применение Закона «О жилищных отношениях» выражается именно при разъяснении процедуры организации и методики деятельности кооперативов собственников квартир. Оно выражается в неправильном трактовании содержания этого Закона.

Хотя в Законе «О жилищных отношениях» четко обозначена схема налаживания жилищных отношений:

— владельцами приватизированных квартир должны быть созданы кондоминиумы, поэтому-то они названы «участниками кондоминиума»;

— после создания кондоминиумов Центрах по недвижимости должен быть участниками кондоминиума зарегистрирован «объект кондоминиума»;

— в течение последующего после регистрации объекта кондоминиума месяц участники кондоминиума должны решить вопрос относительно формы управления объектом кондоминиума, созданного ими объекта кондоминиума и сообщить об этом в Центр по недвижимости и территориальный орган Министерства юстиции РК;

— и лишь при недостижении участниками кондоминиума единогласного решения вопроса об избрании одной из иных форм управления объектом кондоминиума, они вынужденно приступят к рассмотрению вопроса о необходимости создания такой формы управления объектом кондоминиума, как кооператив собственников квартир.

Как видим, из обозначенных законодателем в Законе «О жилищных отношениях» форм управления объектом кондоминиума КСК является наиболее многоступенчатой, а поэтому мало предпочтительной формой управления объектом кондоминиума, за тем исключением, если объектом кондоминиума в Центре по недвижимости зарегистрирован жилой дом, в котором проживает не более четырех участников кондоминиума. В таком случае между ними без обсуждения в обязательном порядке вводится одна лишь форма управления объектом кондоминиума по принципу самоуправления, совместного управления объектом кондоминиума.

Но наличие в Законе «О жилищных отношениях» именно этой нормы дает основание трактовать Закон, что все-таки объектом кондоминиума будет регистрироваться каждый отдельно взятый многоквартирный жилой дом. По какому праву КСК ныне руководят по-прежнему всеми жилыми домами, в свое время включенными в состав конкретных потребительских кооперативов собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах?

Это еще один довод к тому, что «потребительские кооперативы собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах» действительно ликвидированы с принятием Закона «О жилищных отношениях», а нынешняя деятельность членов их правлений в качестве «кооперативов собственников квартир» не правомерна, и, как следствие, все прежние расчетные счета тех юридических лиц в банках должны быть закрыты.

Для участника кондоминиума без исключения возможность выхода из кондоминиума вышеназванным законом не предусмотрена. Более того, кондоминиум будет представлять из себя эфемерное объединение владельцев приватизированных квартир в качестве его участников, и никак не в виде юридического лица. Вся последующая судьба кондоминиума и также избранной формы управления его объектом напрямую увязана со сменой владельца объекта кондоминиума или даже его части. На обиходном языке эта установка данного Закона означает, что на первоначальном этапе введения в сферу жилищных отношений кондоминиумов участники конкретного кондоминиума продолжат оставаться владельцами зарегистрированных в составе объектов кондоминиумов своих квартир и дополнительно соразмерно их площади номинально станут владельцами долей в общем имуществе. В качестве общего имущества Закон определил подвалы, подъезды, лестничные марши и площадки, лифты, расположенные на лестничных площадках подсобные помещения, чердаки, придомовую территорию.

Нормативным правовым актом, отчасти раскрывающим механизм применения некоторых норм Закона «О жилищных отношениях» является утвержденная приказом от 27 апреля 1998 года Агентства по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан Временная Инструкция «По регистрации объекта кондоминиума», которая была зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 ноября 1998 года под регистрационным №637. Одним из действенных рычагов воздействия на владельцев как приватизированных квартир, так и расположенных в принадлежащих жилищно-строительным и жилищным кооперативам жилых домах квартир в целях обязания их к регистрации всего жилого дома, в котором расположены квартиры, в качестве объекта кондоминиума, на мой взгляд, явится пункт 1.4 Временной инструкции. Он гласит: «До регистрации объекта кондоминиума сделки участников кондоминиума либо органа управляющего объектом кондоминиума, связанные с общей собственностью, не приобретают юридической силы». Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 32 Закона. Однако о заведомой надуманности тех норм свидетельствует содержащееся в подпункте 3 статьи 5 постановления №10 Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года «О некоторых вопросах применения законодательства о праве собственности на жилище» следующее разъяснение: «В многоквартирном жилом доме доля каждого собственника помещений в общем имуществе (подъезды, лестницы, лифты, чердаки, крыши, подвалы и т.д.) не может быть выделена в натуре». Следовательно, в таких жилых домах перечисленные составные элементы не могут фигурировать в качестве объекта в совершаемых участниками кондоминиума гражданско-правовых сделках по продаже принадлежащих им квартир. Но при всем этом, к сожалению, те нормы сохранят свою юридическую силу до признания их недействительными по установленном законодательством процедуре.

Одновременно данное Пленумом Верховного Суда Республики Казахстан разъяснение достоверно свидетельствует об элементарной формальности в придании статуса собственника владельцу квартиры на соотносимые площади принадлежащей ему квартиры доли в местах общего назначения. А это означает, что участник кондоминиума, даже став собственником дополнительного имущества в виде доли в общем имуществе, лишен в праве ею распорядиться в виду специфичности самого общего имущества, исключающей выдел ее в натуре, например, для продажи. Но при этом участник кондоминиума будет обременен налогом на такое дополнительное недвижимое имущество. Вот в силу таких причин я называю собственность участника кондоминиума на долю в общем имуществе формальной. Какая же это собственность, если на нее не распространимы элементы права собственности: владения и распоряжения? Это также подтверждение надуманности введения в Гражданский Кодекс Республики Казахстан третьего вида общей собственности. Потому что при совместной и долевой видах общей собственности владелец её доли (части) вправе в любое время распорядиться ею: подарить, заложить, обменять, продать и совершить желаемые им другие виды гражданско-правовых сделок; а в соответствующих случаях получить от других собственников денежный эквивалент её стоимости. А в случае с долей в общем имуществе объекта кондоминиума участник кондоминиума будет нести присущее для собственника обязательное обременение в виде необходимости выплаты имущественного налога. Для общего имущества объекта кондоминиума на самом деле будет присуще лишь совместное пользование им участниками кондоминиума. Но такая же схема в отношении мест общего пользования в многоэтажном жилом доме был характерна для незаконно ликвидированных «Потребительских кооперативов собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах». Но в отличие от ПКСК эти места общего пользования, при кондоминиумах квалифицируемые в качестве общего имущества объекта кондоминиума, по правилам гражданского права для того, чтобы стать собственником даже формальной доли в них, предварительно нужно будет участникам кондоминиума обратить в свою собственность посредством регистрации в Центре по недвижимости.

Наиболее уязвимым для участников кондоминиума является положение Закона «О жилищных отношениях» о возможности помимо их желания смены владельца на весь жилой дом или его часть, а это значит – соответственно на все квартиры или их часть. Не раскрывая обстоятельств, может произойти такая смена, законодатель дал исчерпывающий перечень возможного будущего владельца. Таковым может стать – физическое лицо, то есть отдельно взятый гражданин; юридическое лицо, то есть организация любой формы собственности; или государство, но для последнего варианта уместно и более приемлемое одно лишь определение – реприватизация. Законодателю все же следовало бы раскрыть в тексте Закона «О жилищных отношениях», в каких-то случаях может произойти смена владельца на все квартиры, расположенные в отдельно взятом многоквартирном жилом доме, или их часть, причем под частью кондоминиума я понимаю и квартиру отдельно взятого участника кондоминиума, так как в Гражданском кодексе имеется отсылка к Закону «О жилищных отношениях» — «Особенности осуществления права собственности и иных прав на жилище регулируются жилищным законодательством» (статья 194 «Право собственности и иные вещные права на жилище»).

Совершенно непонятна позиция юристов, всячески избегающих посредством лишь голословного отрицания такой юридической формулировки, как «реприватизация». В этом термине отсутствует какая-либо антигосударственная подоплёка, хотя бы по той простой причине, что приставка «ре» к относительно уже совершенного действия. В данном случае я исхожу из обратной относительно проведенной по инициативе самого государства приватизации государственного жилого фонда процедуры получения опять же самим государством в лице местного исполнительного органа объектов жилого фонда, будь то весь многоквартирный жилой дом либо его часть. Также термин «реприватизация» применим и для случаев прекращения объекта кондоминиума при истребовании государством для государственных нужд земельного участника, на котором расположен многоквартирный жилой дом. В данном случае основным критерием выступит именно многоквартирный жилой дом, так как речь идет только о жилищных отношениях. Хотя изымая земельный участок, местный государственный орган, реализуя его по своему усмотрению, получит прибыль. Допустим, земельный участок может быть продан частной структуре для выполнения каких-либо мероприятий по согласованию. В случаях, когда новым владельцем объекта кондоминиума или его части становится республиканское государственное предприятие, однозначно присутствует факт реприватизации; если таковым становится акционерное общество или другое юридическое лицо, совладельцем части акции которого является государство, будет иметь место косвенная реприватизация государственной собственности. К тому же в Законе абсолютно не освещена процедура компенсации государством стоимости квартир и объектов общей собственности участникам кондоминиумов. А порядок совладения в объекте кондоминиума местным исполнительным органом или государственным предприятием регламентирован постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 1999 года № 1292 «О порядке предоставления, найма и эксплуатации жилищ из государственного жилого фонда».

Рассмотренные положения Закона «О жилищных отношениях» являются веским подтверждением эфемерности природы объекта кондоминиума, так как его существование поставлено под влияние внешних процессов, и эфемерности правовой природы кондоминиума, так как дальнейшая участь участника кондоминиума опять-таки увязана с судьбой имущества. То есть выражение «участник кондоминиума» совершенно неравнозначно выражению «владелец квартиры». В результате чего участник кондоминиума не подпадает под правовое поле, обозначенное в отношении собственников Конституцией Республики Казахстан. Но ведь именно Конституция Республики Казахстан на защиту прав граждан Республики Казахстан, а участник кондоминиума – это, в первую очередь, гражданин Республики Казахстан. Потому что в соответствии с проектом закона «О земле» земельные участки могут быть проданы только гражданам Республики Казахстан. А если учесть и те ограничения проекта Закона «О земле» для категории проживающих со статусом «гражданина Республики Казахстан», могущих стать владельцами земли, то однозначно вырисовывается правовая несостоятельность закрепленных в Законе «О жилищных отношениях» идей о кондоминиуме и об объекте кондоминиума. Аналогичное положение предполагается распространением в соответствии с проектом Закона «О земле» на гаражные, дачные и иные виды потребительских кооперативов.