ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Развитие экономики независимой Индии характеризуется достаточно четко выраженными режимами воспроизводства или этапами развития.

Первое десятилетие относят к стабилизационному перио­ду, когда формировались основы хозяйственного механизма. Завоевание независимости положило конец внеэкономическо­му принуждению и торговой экспансии со стороны Британии, прямому контролю английского капитала над отдельными от­раслями экономики. Условием создания внутреннего рынка и подъема национального хозяйства на этом этапе становилось устранение диспропорций, возникших вследствие искусствен­ного раздела страны, который нарушил сложившиеся отрасле­вые и особенно территориальные пропорции. Важным направ­лением политики стало устранение наследия феодализма (система заминдари). В этот период была выдвинута и разрабо­тана концепция сочетания централизованного планирования и рыночных связей. Создание исходных предпосылок для разви­тия национальной экономики включало осуществление уме­ренного стимулирования крупного капитала в промышленно­сти, введение импортного протекционизма и валютного кон­троля. Неограниченная конкуренция иностранных товаров соз­давала серьезный инвестиционный барьер на пути нормирова­ния индийского капитала, увеличивала минимальную сумму, которой должен был располагать отдельный владелец денег или товара для того, чтобы превратиться в капиталиста. Массовый рост мелкого и среднего предпринимательства задерживался, и сильно ограничивался процесс перерастания мелких и средних капиталов в более крупные.

Второй период — с середины 50-х до середины 60-х годов — выделяется интенсивной индустриализацией. На этом этапе бы­ли предприняты меры по перестройке существовавших произ­водственных отношений, ограничению свободы рыночных сил, иностранного капитала. Идеологически с середины 50-х годов — это оформлялось лозунгом построения «общества социалистиче­ского образца». Однако при существовавшем соотношении .со­циальных и политических сил усилия государства были направ­лены на то, чтобы форсировать переход от колониальной соци­ально-экономической структуры к капиталистической.

Образование государственной собственности шло по основ­ным направлениям: переход в руки национального государства собственности колониальных властей; национализация ряда частных компаний, принадлежащих национальному капиталу;

Строительство новых предприятий на государственные средства.

Индустриализация проводилась в форме импортзамещения. При осуществлении курса на развитие «самоподдерживаемой и самообеспеченной» экономики важное значение придавалось снижению зависимости от внешней помощи, диверсификации отечественной продукции. Главный сдвиг в основной период форсированной индустриализации заключался в резком увели­чении удельного веса металлургической, машиностроительной и химической промышленности.

Опережающий рост импортзамещающих отраслей крупной промышленности стимулировался противоречиями между Ин­дией и западными странами. Доля промышленности в чистых капиталовложениях возросла с 26,4% в первой половине 50-х годов до 41,1% первой половине 60-х.

Курс на развитие тяжелой промышленности позволил город­ской буржуазии опереться на поддержку широких патриотических сил, заинтересованных в укреплении политической независимо­сти. Одновременно он допускал сосуществование промышленного капитала и верхушки традиционных укладов, располагавших большим политическим влиянием. Возросла роль государства в предпринимательской сфере. Все это способствовало формирова­нию предпосылок для создания многоотраслевого комплекса, ох­ватывающего производство промежуточной продукции и капи­тальных товаров. Одновременно возросли диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.

На этапе с середины 60-х годов были предприняты це­ленаправленные усилия по ликвидации резких диспропорций ме­жду крупной промышленностью, сельским хозяйством и мел­ким производством. В эти годы было положено начало страте­гии «зеленой революции», приняты программы помощи сель­ской бедноте, оказывалось содействие мелкому производству. Но­вый цикл аграрных преобразований проходил путем очагового развития в силу противодействия им со стороны феодальных сил. Важной вехой в пересмотре экономической политики на этом этапе была национализация коммерческих банков в 1969 г.

Политика защиты и государственной поддержки промыш­ленности и мелкого предпринимательства обеспечивали устой­чивость предпринимательского сектора. Средний уровень бан­кротств стал наименьшим по сравнению с предыдущими пе­риодами, но число убыточных предприятий возросло.

Середину 70-х — конец 80-х годов можно выделить как этап относительно сбалансированного роста, который был огра­ничен внутренним спросом. Характерная черта этого этапа — спрос стал сдерживать развитие не только отдельных отраслей крупной промышленности, но и всего частного сектора. На это серьезное влияние оказали внешние условия воспроизводства, в частности, повышение цен на сырьевые товары. В экономи­ческой политике задачи ускорения роста все больше уступали целям поддержания равновесия современного и традиционного секторов. Уже к концу 70-х годов процесс форсированной то­варной трансформации по ряду параметров приблизился к за­вершению. Развитие капиталистических отношений в основных отраслях экономики приобрело самоподдерживающийся характер.

Усложнение проблем структурных преобразований вызвало необходимость принятия государством ряда стабилизирующих мер, включая осуществление специальных программ помощи сельской бедноте. Эти программы предусматривали распреде­ление среди бедноты скота, других средств производства, а также организацию общественных работ в деревне с целью уве­личения занятости. В середине 80-х годов на эти цели было направлено 7% общих плановых ассигнований. Были предпри­няты попытки ускорить техническую модернизацию крупного производства на основе увеличения государственных капитало­вложений и расширения действия рыночных сил. Особая поли­тика проводилась в отношении «больных» предприятий. Для предотвращения их банкротства и связанной с этим безработицы государство национализировало ряд таких предприятий или уста­новило над ними государственное управление. Это требовало крупных государственных средств. Во второй половине 80-х годов дефицит государственного бюджета ежегодно составлял 7—9% ВВП. Государственный долг поднялся с 51 до 66% ВВП, а внешняя задолженность увеличилась с 16 до 29% ВВП.

Пятый период охватывает 90-е годы и характеризует либерализацией экономики. Наиболее мощные монополистиче­ские группы пытаются решить экономические проблемы пре­имущественно путем активизации внешнеэкономических свя­зей, в том числе сотрудничеством с ТНК. Было проведено де­регулирование внешнеэкономической сферы. Средневзвешей-ный тариф был понижен с 87% в 1990 г. до 27% в 1995 г., а курс рупии по отношению к доллару — на 1/3. Иностранный капитал получил возможность приобрести 51% акций В 34 приоритетных отраслях, число отраслей, в которых разви­вался государственный сектор, сокращено с 17 до шести. Госу­дарственные предприятия получили большую автономию при осуществлении хозяйственной деятельности, им разрешено создавать совместные предприятия. Для решения бюджетных проблем правительство сдерживало расходы на образование, здравоохранение.

Реформы по либерализации экономики не привели к уско­рению экономического роста. Среднегодовой прирост находит­ся в пределах 5%, что чуть ниже показателя 80-х годов. Для развивающейся страны данные темпы роста не обеспечивают экономического прорыва.

ОБЩЕСТВО И НАСЕЛЕНИЕ

В 1986 численность экономически активного населения Индии составляла примерно 225,5 млн. человек, из них лишь около 20 млн., преимущественно в промышленности и в государственном аппарате, входили в профсоюзные объединения. Крупнейшее объединение Индийский национальный конгресс профсоюзов, в котором числилось 5,5 млн. человек в 1991, действует под руководством Индийского национального конгресса. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) включает 3,4 млн. членов и связан с Коммунистической партией Индии. Индийский центр профсоюзов, охватывающий 2,5 млн. человек, откололся от ВИКП. Организация «Хинд маздур сабха», насчитывающая ок. 4,5 млн. членов, была основана бывшей Социалистической партией. Союз «Бхаратия маздур сангх», образованный в 1955, довел свой численный состав до 4,2 млн. человек в середине 1980-х годов. Имеются две достаточно крупных тред-юнионистских организации, не имеющие четких партийных пристрастий: Конгресс объединенных профсоюзов и Национальная федерация индийских железнодорожников. Руководителями профсоюзов обычно являются выходцы из средних городских слоев.

Трудовые отношения в стране регулируются детально разработанным законодательством, обеспечивающим правовую основу для урегулирования конфликтов, для согласительных процедур и проведения консультаций. Забастовки рабочих и локауты предпринимателей признаются крайним средством решения споров. Для отстаивания интересов организованной части трудящихся приняты программы социальной защиты и социального обеспечения, тесно увязанные с законами о деятельности предприятий и оплате труда, а также с постановлениями о создании целевых фондов, обязательном медицинском страховании, пенсионных гарантиях семьям, страховании жизни.

Организации предпринимателей

В индийской промышленности, торговле и других сферах деловой жизни сложились собственные организационные структуры. Наибольший вес имеет Федерация индийских торгово-промышленных палат, объединяющая свыше 450 компаний. К числу прочих важных объединений относятся Ассоциированные торговые палаты, которые представляют прежде всего компании, основанные британским капиталом, и Всеиндийская организация промышленников, к которой тяготеют молодые бизнесмены. Действуют также союзы женщин-предпринимателей, владельцев мелких промышленных предприятий и др.

Правительство основало две солидные организации с целью помочь неформальному сектору, охватывающему мелкое промышленное производство. Среди них выделяются Комиссия по производству кхади и деревенской промышленности – автономная структура, созданная центральной властью после обретения независимости. В задачу комиссии входит сбор информации, финансирование, выдача рекомендаций и содействие сбыту продукции малых предприятий и ремесленников. В известной мере эта деятельность стала косвенным следствием программы опоры на собственные силы, которую выдвигал Махатма Ганди. Он считал необходимым способствовать вовлечению крестьян в дополнительные занятия, поскольку сельскохозяйственный труд приносит мизерные доходы и обеспечивает работой только в течение нескольких месяцев в году. Среди поощряемых на селе отраслей были прядение и ткачество, включая производство кхади (ткани, вырабатываемой из пряжи ручной выделки), пчеловодство, изготовление бумаги, дубление кож и шкур, получение неочищенного пальмового сахара джаггери. Ганди использовал свой авторитет для того, чтобы побудить горожан покупать деревенские изделия вместо товаров из Англии. Правительство Индии дополнительно создало также Управление ремесел, чтобы содействовать росту производства, повышению качества и продаже продукции кустарей, рассеянных по всей стране. В Дели и главных городах штатов были открыты специальные лавки по реализации изделий народных промыслов. Примеру центра последовали власти на местах, основавшие в своих штатах организации аналогичного типа.

Положение женщин

Статус и положение женщин Индии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат. В сельской местности, например, женщина, вынужденная работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина из семьи, которую обеспечивает муж. Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечивает новые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все это позволяет им увереннее отстаивать свои права. В основном работницы приходят из низких каст, в которых разрешаются разводы и вторичное замужество.

В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. Согласно представлениям брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Женщина из высокой касты не имеет права требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак.

Среди образованных индусов заметно повысился средний возраст невест и ослаб запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенному размыванию оков, ограничивающих свободу женщин из престижных каст. С получением образования все больше девушек предпочитают искать работу вне дома, и именно на них стремятся жениться многие юноши из средних городских слоев. В таких случаях за невестой часто не дают приданого.

Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и во всей Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане скорее с Западной Азией. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге такого обычая придерживаются только в мусульманских общинах.

С принятием в 1956 закона о наследовании индийским женщинам предоставлено право наследовать недвижимость, которым в равной степени обладают вдова, дочь и мать усопшего. Моногамия стала обязательной для всех индусов с 1955, когда был принят соответствующий законодательный акт о браке.

Согласно мусульманским канонам, дочери и вдовы тоже располагают правом наследования собственности покойного отца и мужа. Даже в случае развода, повторного брака и бесплодия женщины этой правопреемственности не утрачивают. Для дочери, однако, при этом выделяется вдвое меньшая доля, чем для сына. Мужчина, следуя правилам ислама, может иметь четыре жены при условии равного о них попечения. Супруг не обязан выдвигать причин, обращаясь за разводом, тогда как жена может его добиться только при согласии со стороны мужа.

Браки по традиции устраивает старшее поколение. В высоких кастах родителям дочерей на выданье приходится заботиться о подыскании женихов в узкой среде. С официальным признанием значимости просвещения предпочтение среди возможных претендентов оказывают тем, кто хорошо образован и получает твердый оклад в учреждении. Поскольку часто таких молодых людей в данной касте бывает немного, им подносят подарки в денежной и натуральной форме от заинтересованных родителей будущей невесты. Имеются ставки, отражающие деловую квалификацию жениха. Так, молодой человек с врачебным дипломом или работающий в Индийской административной службе вправе рассчитывать в ряде каст на приданое в виде нескольких тысяч долларов наличными, легкового автомобиля и других ценных вещей.

После свадьбы молодая жена оставляет родительский кров и переселяется в дом мужа. Здесь ей предстоит выполнять разнообразную домашнюю работу под критическим надзором свекрови. Лишь когда она станет матерью, предпочтительно сына, ее семейный статус повысится. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать – символ любви и защиты, служащий объектом уважительных и добрых чувств.

Система социального обеспечения

В независимой Индии первоочередная цель социальных программ заключается в предоставлении разных видов помощи инвалидам, женщинам и детям, преимущественно из бедных слоев общества. За эту сферу деятельности несут ответственность правительства страны и штатов. Непосредственное руководство возложено на Центральное управление социального обеспечения, основанное в 1953.

Конституцией Индии запрещен институт неприкасаемых и предоставлены гарантии зарегистрированным кастам в отношении доступа в индуистские храмы, местам общественного питания и т.п. Конституцией предусмотрено также выделение депутатских мандатов для этих каст и зарегистрированных племен в законодательных органах страны и штатов. Закон 1955 о неприкасаемости осудил любые формы ее проявления. Наказания за нарушения были сделаны еще более суровыми после принятия в 1976 закона о защите гражданских прав.

В 1952 центральное правительство выдвинуло программу развития общин, чтобы способствовать подъему сельских районов. Для ее реализации по стране была создана сеть деревенских панчаятов, или советов.

Материальную базу здравоохранения удалось заметно укрепить после 1947. Однако оно по-прежнему более эффективно функционирует в городах, хотя были предприняты усилия по его улучшению в сельской местности, в частности на территориях проживания зарегистрированных племен. В стране осуществлялись мероприятия по повышению уровня медицинского обслуживания слабо защищенных социальных слоев. За годы независимости были открыты многочисленные центры неотложной медицинской помощи с отделениями в деревнях.

Индия – огромная страна с богатой историей. Индийская культура отличается внутренней целостностью при всем многообразии кастовых, национальных, лингвистических и религиозных особенностей различных групп населения. Частично обнаруживаются наложения, когда, например, территории с доминирующим этносом характеризуются также и языковым единством. Основной разграничительный барьер образуют горы Виндхья, которые простираются через центральную Индию и отделяют Индо-Гангскую равнину на севере от полуострова Индостан на юге. На севере страны говорят на индоевропейских языках, а на юге – на дравидских (кроме маратхов). На юге предпочитают браки между родственниками, включая двоюродных сестер и братьев, а в общинах на севере (кроме мусульманских) подобное супружество считается инцестом. Разница прослеживается также в характере питания, одежде, типах жилищ и других элементах материальной культуры. Северяне основывают рацион питания на пшенице, южане – на рисе. Заметные расхождения обнаруживаются также в кастовой системе, сложившейся в Северной и Южной Индии.

В Центральной Индии уцелел выполнявший роль барьера пояс расселения племен, из которых бхилы обитают на ее западе, а санталы и связанные с ними малые народы на востоке. Все они в культурном плане отличаются друг от друга, но в еще большей мере – от остальной части населения страны. Малолюдные этносы сосредоточены почти исключительно в горных районах, что позволяет предполагать, что они были оттеснены туда более сильными соседями.

Уникальный кастовый строй Индии сказался на всех приверженцах ее главных конфессий: индусах, сикхах, джайнах, христианах и мусульманах. Иерархически организованная пирамида каст обеспечила сосуществование глубоко дифференцированных социальных групп с разным образом жизни и способствовала выработке давних традиций терпимости, характерных для Индии.

Образ жизни

Индия остается прежде всего аграрной страной. В ней насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. Однако дорожное строительство и совершенствование транспорта ускоряют процессы урбанизации. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом в жару спят.

В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня или плитняка, черепицы и местных древесных материалов. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу верандами имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, сидя на плетеных лежаках-чарпоях.

Искони семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы, принадлежащие к деревенской элите, начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь.

Пищевые предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова – священное животное индусов).

Потребление алкоголя тоже символизирует принадлежность к низкой касте. Ортодоксальные члены высоких каст полностью воздерживаются от его употребления. Однако и в этом отношении бывают заметные различия. В городах средний класс все решительнее предпочитает спиртные напитки западного типа, хотя многое определяют кастовые и религиозные установки.

В Гималаях и других горных местностях жители бывают укутаны в теплое платье, тогда как в южных штатах Керала и Тамилнад тело прикрывают лишь два куска бумажной материи: одним опоясываются вокруг талии, другой либо перекидывают через плечи, либо обматывают вокруг головы для защиты от солнца. В Керале по традиции даже женщины обходились теми же двумя полосами ткани.

Семейные узы сильны повсюду, за исключением городских трущоб, где браки утратили былую устойчивость. Традиционно в зажиточных и высоких кастах предпочтение отдается большой, или неразделенной семье, а у малоимущих – нуклеарной. Однако в любом случае сохраняется стремление поддерживать разветвленные связи с родственниками, что служит формой социальной защиты в условиях бедной страны.

У средних городских слоев ориентация на малодетную семью обнаруживает тенденцию превратиться в норму. В трущобах городов и у деревенской бедноты плодовитость женщин по-прежнему высоко ценится, и появление сына – будущего кормильца считается важным событием, обеспечивающим продолжение рода. На селе для малоимущих был до недавнего времени типичен обычай отдавать сыновей в услужение в дом богатого патрона. Такая практика до сих пор не изжита у очень бедных семей, несмотря на то, что дети до 14 лет обязаны посещать школу в соответствии с законом об обязательном обучении, а принудительная отработка задолженности «постоянными слугами хозяйства» запрещена в 1976.

Речь идет о системе, в рамках которой мальчик или взрослый мужчина поступает в домохозяйство местного землевладельца-заимодавца на роль закабаленного батрака или лакея – в порядке отработки ссуды, взятой им самим или опекающим его лицом. Теоретически отношения зависимости прекращаются, когда удается выплатить долг и проценты. На деле же, однако, еще раньше заемщик обычно обращается за новой ссудой, что продлевает прежнее соглашение. Многие постоянные слуги привязаны к своему патрону на всю жизнь. Нередко их детям ничего не остается, как следовать по стопам отцов.

Закон о запрещении кабального труда, принятый в 1976, требовал от властей штатов выявить, освободить и обеспечить защиту прав «постоянных слуг хозяйства». В некоторых штатах было оказано противодействие принятию акций против хозяев-работодателей, поскольку в качестве таковых выступали богатые землевладельцы. Обследование 1976 показало, что постояннях слуг насчитывалось 2,8 млн. человек во всей стране, среди штатов в этом отношении лидировали Уттар-Прадеш и Бихар.

Обычные поденщики и сезонные рабочие заняты 8–10 часов в сутки, получая плату по заранее оговоренным расценкам. У женщин она вдвое меньше, чем у мужчин. В большинстве штатов установлен официальный минимум заработной платы, но законы выполняются далеко не повсеместно. В областях с крепким сельским хозяйством, например в Пенджабе и Харьяне, ставки оказываются достаточно высокими, особенно в уборочную страду, чтобы привлечь временных мигрантов из бедных аграрных районов.

Уровень грамотности в 1991 составил 52% (против 44% в 1981), причем для мужчин этот показатель равнялся 64%, а для женщин 39%.