В целом, надо сказать, что развитие политической мысли во все времена имело важное практическое значение. Исследование данной проблемы свидетельствует, что все крупные политические изменения на эмпирическом уровне в управлении государствами имели определенную теоретическую, методологическую и психологическую подготовку.
Основы демократических форм правления зародились еще в недрах рабовладельческого строя. В Риме под влиянием движения плебейских масс за демократизацию государства появились политические идеи братьев Гракхов. Выдающийся оратор, политический деятель, мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) в своих работах, О государстве», „О законах», „Об обязанностях» он выступал достаточно жестким идеологом рабовладельческой аристократии и пытался обосновать общественное неравенство законами природы. В то же время он считал, что государство — дело народа, соединенного „согласием в вопросах права и общностью интересов».Рассматривая государство как воплощение права и справедливости, важную его задачу Цицерон видел в защите частной собственности. Значительный вклад в развитие государственности сделал итальянский мыслитель эпохи зарождающейся буржуазии Ни-кколо ди Бернардо Макиавелли (1469—1527). Он одним из первых стал выводить законы деятельности государства из разума и опыта, а не из теологии, и, таким образом, отделил политику от религии. Современные формы демократии в политических системах по существу зарождались и развивались в ходе свержения монархий и установления республик. Одним из теоретиков демократической формы правления является Бенедикт Спиноза (1632—1677). Он решительно осуждал монархию и писал, что „демократическое государство наиболее естественно приближается к свободе, которую природа представляет каждому». Он одним из первых дал теоретическое обоснование демократии, прав и свобод человека.
Важным этапом развития демократии явилась английская буржуазная революция XVII века. Теоретическое обоснование конституционной монархии в Англии сделал философ Джон Локк (1632 — 1704) в работе „Два трактата о правлении». Различая законодательную и исполнительную власть, гарантом прав и свобод граждан он видит? государство, издающее законы, которым подвластны все, „Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключения из законов этого общества». Отмечая особую значимость законодательной власти, принадлежащей парламенту, он говорит и о том что последний не должен вмешиваться в исполнение принятых им законов. Особенно большой вклад в развитие современной демократии внесла . Великая французская революция 1789 — 1794 годов. Важную роль в ее подготовке сыграли идеи эпохи Просвещения, ярким представителем которой является Вольтер (1694-1778).
Видное место в плеяде замечательных французских просветителей по праву занимает Шарль-Луи Монтескье (1689 — 1755). Его труды вошли в золотой фонд мировой культуры. Среди них следует назвать такие выдающиеся произведения, как „Персидские письма», „Размышления о причинах величия и падения римлян», „О духе законов». К управлению обществом Монтескье подходил со светских позиций. Теологический подход к общественному развитию, по Монтескье, неизбежно ведет к фатализму. Если бог всем руководит, то людям ничего не остается, как быть пассивными созерцателями. Признавая три формы правления — республику, монархию и деспотию — Монтескье считал необходимостью разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную для обеспечения свободы и законности.
Велики заслуги в демократизации политической системы Франции Жан Жака Руссо (1712-1778). В свое время во Франции многие полагали, что, если бы не было Руссо, не было бы и Великой французской революции. Наиболее обстоятельно его взгляды изложены в трудах „Об общественном договоре, или Принципы политического права», »Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Идеи этих работ были положены в основу знаменитой „Декларации прав человека и гражданина», принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года, в которой записано: „Люди рождаются свободными и равными в правах», „Начало верховной власти всегда лежит в народе; никакое учреждение или лицо не может осуществлять власти, не исходящей от народа». Являясь по своим политическим взглядам республиканцем и демократом, Руссо исповедовал принцип народного суверенитета, отрицая представительскую форму правления, так как исполнение законодательных функций должен осуществлять сам народ — прямая демократия.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ПРИЗНАНИИ.
В современной юридической науки большинство исследователей выделяют следующие признаки правового государства:
- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
- Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
- Взаимную ответственность государства и личности
- Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Лишь при наличии и широком развитии всех вышеназванных признаков, можно с уверенностью говорить о создании правового государства.
Господство права предполагает сочетание двух аспектов:
- институционно-правового (в форме правовой организации системы государственной власти)
- 2. нормативно-правового (в виде верховенства правового закона)
При этом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организация должны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию.
Не только суверенитет права и равное всеобщее подчинение ему отличают подлинно правовые отношения, но и демократическое, гражданское содержание самого права. Член Правового государства и гражданского общества пользуется свободой, общественным доверием и уважением, развитым правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном закону статусе, связанным с его положением в обществе, с привилегией стоять выше закона.
Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий.
Верховенство закона (Конституция).
Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в: экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами. Далее, верховенство закона означает его всеобщность
(т.е. распространение требований закона на всех субъектов: правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.
Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности.
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.Основной закон государства — это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
В отношении всех остальных правовых актов в данной национальной системе права верховенство Конституции является общепризнанным постулатом. Однако попытки реализовать этот принцип далеко не всегда оказывается удачным, особенно в нашей стране, как, впрочем, и в других странах, переживших или еще переживающих период господства тоталитаризма или даже обычный авторитарный политический режим.
Переход к демократии с необходимостью требует изменения такой психологии правоприменителя. Он должен научиться в принципе сверять все свои действия с высшим законом страны — Конституцией. Ведь в противном случае нельзя обеспечить ее верховенство, а следовательно, она не будет реализовываться и демократический режим не сможет утвердиться.
Конечно, далеко не каждый чиновник публичной администрации (государственной и самоуправленческой) в состоянии определить, имеет ли место расхождение того или иного акта вышестоящего органа или должностного лица с Конституцией. Естественно, что он должен действовать исходя из презумпции отсутствия такого рода расхождений, кроме случаев, когда расхождение очевидно.
Что же касается судей, то их профессиональная задача требует от них умения распознавать случаи, когда соответствие применяемого или оспариваемого акта Конституции по крайней мере сомнительно. Конечно, интересы стабильности правопорядка требуют, чтобы окончательное решение о конституционности акта выносилось одним из высших судов государства, однако возникать такой вопрос должен уже при первоначальном рассмотрении дел.
В ст. 4 РК утверждаются положения: «I. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.
- Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.»
Хотя принцип верховенства Конституции должен служить одним из ведущих принципов всей публично-властной деятельности наделенных соответствующими полномочиями органов и должностных лиц, на практике это не всегда делается. А следовательно, нужны определенные институциональные гарантии, из которых главная конституционный контроль (надзор).
В странах континентальной Европы для осуществления конституционного контроля создаются обычно специализированные органы, именуемые преимущественно конституционными судами. По этому пути пошло и казахстанское конституционное законодательство.
Институт Конституционного Суда, установленный Конституцией . 1993 года, заменен в настоящей Конституции Конституционным Советом.
Большинство полномочий Конституционного, Совета, перечисленных в ст. 72
Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер — Министра:
1)решает в случае спора вопрос о правильности проведения :
выборов Президента Республики,депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
2) рассматривает до подписания Президентом принятые , Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;
3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;
4) дает официальное толкование норм Конституции;
5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.
Статья 74
- Законы и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие.
- Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат » применению.
- Решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат.
Однако, поскольку действия Конституционного Совета регламентируются ст. Конституции и в первую очередь — Президентом, можно сделать вывод, что компетенция Конституционного Совета минимальная, а не вся возможная.
Следовательно, в конституционном законе указанный пробел восполнить можно.
На наш взгляд, достоин сожаления тот факт, что в настоящей Конституции, в отличие от Конституции 93 года. Конституционный Суд был заменен Конституционным Советом, и полномочия его были сокращены. Это касается и возможности обращения в него по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, и порядка его формирования: Председатель и 2 его члена назначаются Президентом.
Среди принципов-гарантов верховенства закона прежде всего надо назвать следующие:
1) Глашатаем и вершителем закона является исключительно государство, и только на основе им же установленных законов.
2) Закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и обязанностей граждан, компетенция органов государства, принципов правовой системы и правосудия в конституции страны- Основном законе государства,
3) Полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность государственного управления,
4) Равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на жалобу, в том числе на обращение в суд при грубом нарушении их конституционных прав и свобод административными органами/ развитие правосознания населения и юридическая его информированность, умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юридических обязанностей,
5) Четкая правовая регламентация нормотворческой деятельности государственных органов,распространение законности на область законодательствования, своевременная кодификация и упорядочение всех нормативно-правовых актов,устранение противоречий между этими актами и пробелов в законодательстве ясность и доступность нормативно-правого материала,
6) Демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и подчинение только закону, признание правосудия высшей юридической гарантией законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту с момента предварительного расследования,
7) Централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.
8) Связанность государства в своей деятельности правовыми законами.
Конечно, государство не может в полном смысле этого слова связать себя законами. Здесь речь должна идти о действиях государства, его органов в рамках закона и на основании закона, воплощающего в себе правовые начала.
Данный принцип является одним из важнейших критерием демократичности государства. И действительно, ни одно из тоталитарных государств не утруждало себя обязательствами неукоснительного соблюдения им же принятых правовых норм.
В течение многих лет право рассматривалось лишь как средство, с помощью которого государство управляет обществом, а более правильный тезис: «государственное управление как средство осуществления права» отсутствовал. Не право на службе у государства, а государство на службе у права — вот в чем смысл рассматриваемого принципа Правового государства. Иначе говоря, государство, его органы, должностные лица не могут преступить через закон; их деятельность должна строго регламентироваться рамками закона и протекать в границах и формах, прямо оговоренных в законе.
Принцип разделения властей.
Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг-друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. Доктрина, созданная Ш.-Л. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.
Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.
Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается , непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. ;
В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои , государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором/ предупреждающим нарушение правовых установлении, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Рассмотрим реализацию принципа разделения властей в Конституции РК. Принципы, изложенные в ст.3:
Единственным источником государственной власти является народ. Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.», — достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру.
Президент РК, будучи главой государства, является верховным представителем РК и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.
Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них
Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления,
Это значит, что Правительство РК подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия;
Правительство РК обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 66 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Механизм парламентской ответственности Правительства описан в Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Парламент, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.
Сильная исполнительная власть в Казахстане нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют :
— исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития Казахстана прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает : общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в РК судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.
Принцип разделения властей в Казахстане признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач нашего государства.