Современные научно- технические и дидактические требования к организации практических знаний

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику и студенту. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника или студента — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Интернетизация образования.

Обеспечение всех высших заведении доступом к сети Интернет. Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений Казахстана к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. Ежедневно к всемирной паутине подключается от 150 до 300 казахстанских высших учебных заведении. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» до конца 2007 года будет обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям страны.

Основной задачей данного направления нацпроекта является не столько подключение высших учебных заведении сети Интернет, сколько обеспечение доступа студентов и учителей на всей территории Казахстана к современным информационным образовательным ресурсам. Создав доступ детям в «виртуальное пространство» в ВУЗ, общество в первую очередь обеспечивает равные образовательные возможности для всех ребят. Кроме того, с появлением бесплатного доступа к сети Интернет в  появляются новые, уникальные возможности для преподавателей по повышению своего уровня, поиску и использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания, дополнительных учебно-методических и наглядных материалов, что приведёт к существенному повышению доступности качественного образования. Электронные библиотеки, современные образовательные ресурсы, новости науки и техники — вот лишь малый перечень тех возможностей, которые становятся доступны казахстанским судентам.

Одним из наиболее актуальных вопросов в рамках данного направления нацпроекта является повышение компьютерной и информационной грамотности самих учителей. Для них в настоящее время создаётся специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, где сконцентрированы лучшие образцы учебных программ и методик, разработанных в рамках федеральных и региональных целевых образовательных программ. Кроме того, подготовка педагогов к работе с Интернетом проводится на базе региональных учреждений повышения квалификации.

В данный момент активно ведётся разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам (физика, химия, биология, иностранный язык, география, мировая художественная культура и искусство, история, русский язык, естествознание, математика).

Уже в ближайшем будущем студенты смогут выполнять лабораторные работы по физики, химии и биологии дома, учителя и ученики смогут на уроке при помощи интерактивной доски путешествовать по казахским и зарубежным музеям, ребята из отдалённых населённых пунктов получат возможность просмотреть лекции лучших учителей страны.

Основные термины понятийного аппарата информатизации образования.

Всемирная мультимедийная среда – World Wide Web (WWW) – всемирная распределенная информационная среда, содержащая разнообразную информацию (в том числе мультимедиа-компоненты Web-страниц).

ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:

  • преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;
  • осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;
  • экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;
  • предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;
  • автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Интернет-провайдер – организация, обеспечивающая доступ в Интернет для других пользователей. Деятельность провайдера ориентирована на поддержку и оплату высокоскоростного канала доступа в Интернет, провайдер обеспечивает подключение к нему за соответствующую плату множества внешних пользователей, одновременно предоставляя ряд дополнительных услуг: размещение личных сайтов, адреса электронной почты.

Информатизация образованияпроцесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания

Личностно ориентированное образование, реализованное на базе средств ИКТ – это образование, которое ориентировано на обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях. Основной целью личностно ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих, во-первых, мотивацию к образованию и развитию личности обучаемого, ее интеллектуального и духовного начала; во-вторых, гуманное отношение к обучаемому.

Электронная почта (e-mail) – сервис Интернет, осуществляющий возможность разделенного во времени обмена текстовыми сообщениями, в том числе дополненными графическими иллюстрациями и произвольными файлами (вложениями, «аттачами» – attachment), между двумя и более пользователями. Работа пользователя с письмами (написание, редактирование, чтение, добавление/извлечение вложений и пр.) осуществляется в режиме off-line с помощью специальной программы – почтового клиента; соединение с Интернетом требуется только для отправки писем, а также для приема писем, накопленных для данного пользователя (адресата).

Электронный учебник (ЭУ) – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

  • постановку познавательной задачи,
  • предъявление содержания учебного материала,
  • организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний),
  • обратную связь, контроль деятельности учащихся,
  • организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).

При этом ЭУ, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции.

Практическое использование ИКТ и средств Интернет в работе педагога.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся.

Интенсивное проникновение в практику работы высших учебных заведении новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видео-метод в качестве отдельного метода обучения. Видео-метод можно использовать для преподнесения знаний, для контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Использование видео-метода в учебном процессе обеспечивает возможность:

— дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

— повысить роль наглядности в учебном процессе;

— удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

— освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

— наладить эффективную обратную связь;

— организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видео-метода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен, когда происходит

  1. изложение новых знаний;
    2. объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов, процессов, графических моделей;
  2. наблюдение трудоемких процессов;
  3. представление видеодокументов, укрепление связи с жизнью;
  4. наблюдений скрытых процессов протекающих внутри оборудования;
  5. создание баз данных для учебно-тренировочных и исследовательских работ;
  6. рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода находится в прямой зависимости с качеством видео-пособия и применяемых технических средств. Видео-метод предъявляет большие требования к  учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью.От учителя,использующего видео-метод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь.

Презентация Microsoft PowerPoint  позволяет решить проблему комплексности средств обучения на уроках немецкого языка. Использование презентации дает возможность успешно применять различные виды деятельности такие как: работа с учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимация, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Использование разнообразных средств обучения делает уроки более яркими, запоминающимися.

Если учитель решил подготовить мультимедийную презентацию, то ему необходимо учитывать общедидактические принципы, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана, а так же максимально использовать возможности,которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

Формы и место использования мультимедийной презентации на уроке будут зависеть, от содержания этого урока и цели, которую ставит преподаватель.

Учитель на уроке с применением презентаций может выступать в роли

  • лектора при объяснении нового материала с помощью презентации;
  • организатора групповой работы;
  • консультанта, причем консультации могут носить технический, научный или творческий характер.

Основные понятия термина «Мультимедиатехнологии»в процессе обучения».

Знакомство с образовательным порталом «Сеть творческих учителей».

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание разделов дисциплины Виды аудиторных занятий

(лекции)

Самостоятельная работа
1 Система среднего и высшего образования в России Основные этапы становления школы и вуза. Понимание роли русского языка в современном мире. Постсоветская система образования и ее перспективы. Современные педагогические технологии 2 2
2 Преемственность обучения русскому языку в средних и высших учебных заведениях. Планирование, содержание обучения и структура курса русского языка в средних учебных заведениях Система вузовского обучения лингвистическим дисциплинам. Формы обучения. Планирование, государственные и рабочие программы, учебно-методические комплексы, содержание и формы обучения. Основные направления современной методической мысли 2 4
3 Цели, содержание, методы, приемы и средства обучения русского языка в средней и высшей школе. Новые средства обучения. Соотношение понятий «методы обучения», «проблемные методы обучения», «активные методы обучения». Классификации методов обучения и их характеристика. Основные дидактические понятия. Средства обучения и их классификации. Лингвистическая база. Наглядность. Технические средства обучения. Новые информационные технологии. 4 6
4 Современные педагогические технологии обучения Понятие «технология обучения», их место в процессе обучения. Классификация технологий обучения. Их проектирование. Модульное обучение. Рейтинговый контроль. Тенденции развития современных образовательных технологий. 2 6
5 Формы  учебной работы в средней и высшей школе Урок как организационная форма учебной работы. Типы традиционных и творческих уроков русского языка. Организационные формы обучения в вузе. Лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия. 4 8
6 Лекция в аспекте современного вузовского преподавания и методические требования к ее структуре и содержанию Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Роль и место лекций в вузе. Основные требования к лекции. Структура лекции. Оценка качества содержания (основные критерии). Методика чтения лекции, руководство работой студентов, результативность лекции. Проблемная лекция и ее эффективность. Разновидности лекций. Критерии оценки прочитанной лекции. 4 8
7 Практические занятия в высшей школе и основные требования к их проведению Цель практических занятий. их структура и содержание. Подготовка и проведение практических занятий. Критерии оценки. 4 8
8 Семинарские занятия в вузе. Подготовка к семинарским занятиям, их организация и проведение Основные педагогические задачи семинарских занятий. Типы семинарских занятий: просеминар, собственно семинар, спецсеминар. Формы семинарских занятий (беседа, доклад и др.). Критерии оценки семинарского занятия 4 8
9 Лабораторные работы в вузе. Подготовка, организация, проведение Цели и задачи лабораторных работ. Организация учебной работы. Специфика лабораторных занятий в зависимости от учебной специальности. Сходство и различия практических, семинарских и лабораторных занятий 4 8
10 Самостоятельная работа студентов в высшей школе Цели, задачи и формы самостоятельной работы студентов (СРС). Методика ор и проведения. Роль коллектива кафедры  СРС. Три уровня самостоятельной деятельности студентов (репродуктивный, реконструктивный, творческий). Пути совершенствования СРС. Индивидуализация СРС, активизация СРС. 6 8
11 Педагогический контроль знаний студентов в высшей школе Контроль, его формы, функции. Критерии оценки знаний, умений, навыков. Организационные принципы контроля. Зачет. Экзамен. Коллоквиум. Тестирование и др. Пути повышения объективности контроля 4 6
12 Технические средства и компьютерные системы обучения Место и роль ТСО в учебном процессе. Классификации ТСО. ТСО для сообщения информации. Технические средства контроля. Технические средства управления обучением. Вспомогательные компьютерные учебные средства 6 8
13 Интернет в обучении. Средства дистанционного обучения Интернет для преподавателя. Интернет для студента. Практические советы по использованию ТСО в учебном процессе 2 8

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Практические занятия

№ п/п Наименование темы п занятия Содержание занятия Количество часов Самостоятельная работа
1 Структура и содержание обучения лингвистическим дисциплинам в высшей школе Программы. Учебно-методические комплексы. Учебники и учебные пособия. Содержание лингвистических дисциплин. Цели и задачи обучения 2  
2 Основные формы учебной работы в средней школе Урок. Основные требования к структуре и содержанию. Составление конспектов уроков разных типов. Творческие уроки русского языка 2  
3 Организационные формы обучения в высшей школе Очная, заочная, очно-заочная формы обучения. Лекции, просеминары, семинары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, производственная, педагогическая, дипломная практика 2  
4 Классификация методов обучения в вузе. Активные методы обучения Традиционные и современные методы обучения (дискуссионный метод, тренинги, игровые, проблемные методы, метод кейсов и др.). Основные пути повышения эффективности обучения 2  
5 Лекция в вузе. Подготовка к лекции. Методические требования к и проведению Основные требования к лекции. Преимущества лекции. Структура и содержание. Методика чтения лекции. Оценка качества лекции. Ее результативность. Новые варианты подачи лекционного материала: использование проблемной ситуации, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция и др. 4  
6 Практические, семинарские и лабораторные занятия в вузе. Их сходство и различия. Методические требования к структуре и содержанию Место практических, семинарских и лабораторных занятий в учебном процессе. Их формы, учебные и дидактические цели, структура и содержание. Разработка конспектов занятий. 4  
7 Контроль знаний студентов. Формы контроля традиционные и инновационные. Критерии оценки знаний, умений, навыков Текущий, промежуточный, итоговый контроль знаний. Коллоквиум, зачет, экзамен, рейтинг, тестирование и их разновидности. Составление вопросов и заданий для разных видов контроля 4  
8 Компьютерные системы обучения и контроля. Интернет. Дистанционное обучение Технические средства предъявления информации и контроля. Учебное кино. Учебное телевидение. Компьютерные технологии обучения. Электронные учебники. Интернет. Средства дистанционного обучения 4