Как известно, вода является неотъемлемой составляющей жизни на земле, значимость которой сложно оценить. Статистические данные свидетельствуют о значительной средней величине обеспеченности водой одного жителя планеты, так данный показатель равен приблизительно 270 млн. куб. м. вместе с тем 1 млрд. живущих на земле не располагает 2-3 литра пресной воды в день, что приводит к снижению качества жизни, другим негативным явлениям.
Состав вод гидросферы земли, объединяющая Мировой океан, реки, озера и водохранилища, горные и полярные ледники, подземные воды, почвенную влагу и пары атмосферы, предоставлен в Таблице 1
Компоненты гидросферы | Объем воды, тыс. куб.км. | % от общего объема |
Мировой океан.
Подземные воды Ледники Озера включая искусственные Почвенная влага Поры атмосферы Речные воды Итого |
1370323
59000 23554
280 85 14 1,2 1454193 |
94,23
4,12 1,62
0,019 0,006 0,001 0,0001 100,0 |
Как видно из табл.1 на долю речных вод приходится 0,0001% распределения которых по частям света крайне неравномерно.
Часть света | Полный речной сток | Сток на душу населения тыс. куб. м/год |
Европа | 3110 | 6 |
Азия | 13190 | 4,5 |
Африка | 4225 | 6,5 |
Северная Америка | 5960 | 15,0 |
Южная Америка | 10380 | 34,0 |
Австралия и Океания | 1965 | 83 |
Данные свидетельствуют о низкой водообеспеченности в Азии на одного человека, в Казахстане данный показатель достаточно низок и составляет 6 тыс. куб. м. на одного человека в год.
По мнению экспертов Казахстан является одной из вододефицитных стран Евроазиатского континента, при этом ресурсы поверхностных вод формируются как на территории Казахстана, та и на территории сопредельных государств, например, Китая, Узбекистана, Киргизии, России. В частности, из 101,2 куб. км. Ресурсов поверхностных вод Казахстана лишь 56,3 куб. км. формируется на территории республики, а 44,9 куб. км. поступает с территории сопредельных государств.
По уровню комфортности наибольшая часть Казахстана может быть отнесена к дискомфортным территориям, где преобладают аридные, безводные территории, горные районы, а реки Иртыш, Урал, Сырдарья, Или имеют трансграничный статус.
От их состояния, как количественного, так и качественного истощения будет зависеть социально-экономическое развитие сопредельных государств.
В регионах как и в целом по республике создаются противоречия между необходимостью дальнейшего развития производственных сил, в тоже время, сохранения и улучшения экологической обстановки.
Анализируя сложившуюся ситуацию относительно водных ресурсов реки Иртыш, является главной водной артерией Казахстана и относящейся к числу десяти крупнейших рек северного полушария, следует отметить, что обострение кризиса может быть связанно со строительством в Китае ирригационного канала Черный Иртыш — Карамай длинной 300 км. и шириной 22 метра.
Предполагаемый поворот русла реки Иртыш существенным образом повлияет на изменение окружающей среды, приведет к опустыниванию значительных территорий Казахстана и России.
В мировой и отечественной практике накоплен опыт внедрения столь ошибочных решений, китайской стороне следовало бы прибегнуть к его изучению.
Сооружение оросительного канала в верхнем течении реки Иртыш будет способствовать снижению годового стока на 20 процентов, что приведет к обмелению озера Зайсан, Бухтарминского водохранилища, Канала Иртыш – Караганда, реки Обь, а также изменению природно-климатических условий в бассейне реки Иртыш и Обь.
Как известно, снижение водостока реки Иртыш может существенно повлиять на функционирование Бухтарминской, Шульбинской, Усть-Каменогорской гидроэлектростанций, входящих в Иртышский каскад, что в свою очередь, пересмотру структуры топливного баланса региона.
В случае изменения русла Черного – Иртыша, России предстоит произвести пересчет водозабора по всему западносибирскому руслу Иртыша.
Большие сырьевые возможности Центрального Казахстана, перенос столицы в Астану предопределяют необходимость развития и размещения производительных сил именно в этом регионе, что безусловно будет способствовать привлечению дополнительных водных ресурсов, из сопредельных водных ресурсов, в частности, вод Иртыша.
Специфическим феноменом современной экологической ситуации стало трансграничное загрязнение, распространенное в атмосфере и гидросфере и порождающее серьезные проблемы международных экологических отношений.
В рассматриваемом регионе экологическая ситуация усугубляется концентрацией крупнейших предприятий черной, цветной металлургии и других отраслей.
Так, индустриальная зона представлена предприятиями, ОАО «Казцинк», АО «Усть-Каменогорский титано — магниевый комбинат», «Иртышский химико-металлургический завод», «Иртышский Медный завод», АО «Алюминий Казахстана», АО «Испат — Кармет», АО «Казах-мыс», АО «Ульбинский металлургический завод», АО «Химпром» и др., промышленные стоки которых являются основными источниками загрязнения реки Иртыш.
Между тем, промышленные предприятия являются потребителями воды, в большинстве своем очень водоемки: на 1 т. черновой меди требуется 500 куб. м. воды, на 1 т. синтетического волокна:
- 5000 куб. м. воды, на 1 куб. м. пиломатериалов
- 200 куб. м. воды на 1 т. изделий и т.д.
Значительные объемы воды расходуются в добываемой промышленности для флотации, гидромеханизации добычи и т.д.
Крупномасштабными потребителями являются жилоэнергетика, использующая воду для охлаждения, в целом промышленные объекты, могут потреблять значительные ресурсы как для производительных целей, так и хозяйственных нужд.
В этой связи первоочередной задачей рационального использования водных ресурсов в индустриальных центрах в обозримом будущем станет увеличение объемов оборотного водоснабжения.
В промышленной зоне, где наблюдается высокая концентрация предприятий тяжелой промышленности, заметно усложнилась экологическая обстановка.
Так, суммарный годовой сброс сточных вод р. Иртыш составляет 117,8 куб. км. или 56 % всех промышленных стоков в регионе.
В результате сброса неочищенных и не достаточно очищенных сточных вод предприятий цветной металлургии Восточно-Казахстанской области содержание меди достигает 300, цинка 190 ПДК.
Как известно, полиметаллические руды на ряду с основными тяжелыми металлами содержат сопутствующие токсичные вещества и микро элементы – мышьяк, селен, каялит, ртуть, сурьму, висмут, бериллий, радионуклиды.
В следствие переработки руд образуются окислы азота, диоксиды серы, фенол и другие токсичные ингредиенты.
В воздухе, воде, почве и животных организмах зарегистрировано почти 100 вредных веществ. Так, содержание свинца в зерне выше ПДК в 5 раз, цинка и свинца в картофеле — в 5-7 раз, свинца в 6-12 раз, кадмия в крови человека в 6 раз, в волосах 63 раза.
Как следствие, смертность Восточно-Казахстанской области составляет около 20 %.
В целом, качество поверхностных вод бассейна р. Иртыш оценивается классом очень грязных вод с ИЗВ (индекс загрязнения воды) от 6,5 до 7,6 с тенденцией к ухудшению.
Проблема загрязнения трансграничных выходит за рамки национальных границ, является проблемой глобального масштаба.
В этой связи с целью улучшения сложившейся обстановки на Техническую Донорскую Конференцию, проходившую в Алматы в 1998 году, были предложены ряд проектов, направленных на улучшение загрязнения р. Иртыш. /4/
Особый интерес по проектам Северного промузла выразили Правительство Франции, Японии, ПРООН, Тасис Европейского Союза, Всемирный Банк.
Первоочередными проектами для реализации будут:
- загрязнение ртутью на АО «Химпром» в г. Павлодаре;
- загрязнение керосином в г. Семипалатинске;
- снижение выбросов свинца в г. Усть – Каменогорске.
Внедрение перечисленных проектов существенно улучшат ситуацию со здоровым 4 млн. человек и снизит риск серьезного загрязнения окружающей среды рек Иртыша и Нура.
На ряду с этим, с целью предотвращения негативных последствий представляется необходимым осуществить ряд мероприятий:
- заключить комплексный договор по регулированию качества и объема воды;
- закрепления права низовых территорий (Казахстан и Россия) на компенсацию ущерба от КНР;
- установить совместный контроль за исполнением трансграничных водных ресурсов с Китаем;
- организовать полномасштабные исследования по проблемам вод под эгидой ЮНЕСКО;
- разработать водную стратегию государства, оценки водных ресурсов;
- разработать механизм рационального управления водными ресурсами Центральной Азии;
- выработать общую позицию в совместном использовании, охране, предотвращении загрязнения и истощения;
- установить совместный мониторинг ситуации на рынках;
- создать единый природоохранный орган с широкими полномочиями;
- осуществлять перестройку структуры хозяйств в пользу развития неводоемких отраслей промышленности и создания наукоемких производств;
- разработать и внедрить новейшие водосберегающие технологии.
Правильность данных подходов зависит прежде всего от точных оценок экспертов, взаимодействия всех заинтересованных ведомств и служб. Трансграничные реки должны стать реками добрососедства и дружбы, служить интересам двух соседних народов.