Трансграничное загрязнение реки Иртыш: состояние, проблемы и перспективы

Как известно, вода является неотъемлемой составляющей жизни на земле, значимость которой сложно оценить. Статистические данные свидетельствуют о значительной средней величине обеспеченности водой одного жителя планеты, так данный показатель равен приблизительно 270 млн. куб. м. вместе с тем 1 млрд. живущих на земле не располагает 2-3 литра пресной воды в день, что приводит к снижению качества жизни, другим негативным явлениям.

Состав вод гидросферы земли, объединяющая Мировой океан, реки, озера и водохранилища, горные и полярные ледники, подземные воды, почвенную влагу и пары атмосферы, предоставлен в Таблице 1

Компоненты гидросферы Объем воды, тыс. куб.км. % от общего объема
Мировой океан.

Подземные воды

Ледники

Озера включая искусственные

Почвенная влага

Поры атмосферы

Речные воды

Итого

1370323

59000

23554

 

280

85

14

1,2

1454193

94,23

4,12

1,62

 

0,019

0,006

0,001

0,0001

100,0

Как видно из табл.1 на долю речных вод приходится 0,0001% распределения которых по частям света крайне неравномерно.

Часть света Полный речной сток Сток на душу населения тыс. куб. м/год
Европа 3110 6
Азия 13190 4,5
Африка 4225 6,5
Северная Америка 5960 15,0
Южная Америка 10380 34,0
Австралия и Океания 1965 83

Данные свидетельствуют о низкой водообеспеченности в Азии на одного человека, в Казахстане данный показатель достаточно низок и составляет 6 тыс. куб. м. на одного человека в год.

По мнению экспертов Казахстан является одной из вододефицитных стран Евроазиатского континента, при этом ресурсы поверхностных вод формируются как на территории Казахстана, та и на территории сопредельных государств, например, Китая, Узбекистана, Киргизии, России. В частности, из 101,2 куб. км. Ресурсов поверхностных вод Казахстана лишь 56,3 куб. км. формируется на территории республики, а 44,9 куб. км. поступает с территории сопредельных государств.

По уровню комфортности наибольшая часть Казахстана может быть отнесена к дискомфортным территориям, где преобладают аридные, безводные территории, горные районы, а реки Иртыш, Урал, Сырдарья, Или имеют трансграничный статус.

От их состояния, как количественного, так и качественного истощения будет зависеть социально-экономическое развитие сопредельных государств.

В регионах как и в целом по республике создаются противоречия между необходимостью дальнейшего развития производственных сил, в тоже время, сохранения и улучшения экологической обстановки.

Анализируя сложившуюся ситуацию относительно водных ресурсов реки Иртыш, является главной водной артерией Казахстана и относящейся к числу десяти крупнейших рек северного полушария, следует отметить, что обострение кризиса может быть связанно со строительством в Китае ирригационного канала Черный Иртыш — Карамай длинной 300 км. и шириной 22 метра.

Предполагаемый поворот русла реки Иртыш существенным образом повлияет на изменение окружающей среды, приведет к опустыниванию значительных территорий Казахстана и России.

В мировой и отечественной практике накоплен опыт внедрения столь ошибочных решений, китайской стороне следовало бы прибегнуть к его изучению.

Сооружение оросительного канала в верхнем течении реки Иртыш будет способствовать снижению годового стока на 20 процентов, что приведет к обмелению озера Зайсан, Бухтарминского водохранилища, Канала Иртыш – Караганда, реки Обь, а также изменению природно-климатических условий в бассейне реки Иртыш и Обь.

Как известно, снижение водостока реки Иртыш может существенно повлиять на функционирование Бухтарминской, Шульбинской, Усть-Каменогорской гидроэлектростанций, входящих в Иртышский каскад, что в свою очередь, пересмотру структуры топливного баланса региона.

В случае изменения русла Черного – Иртыша, России предстоит произвести пересчет водозабора по всему западносибирскому руслу Иртыша.

Большие сырьевые возможности Центрального Казахстана, перенос столицы в Астану предопределяют необходимость развития и размещения производительных сил именно в этом регионе, что безусловно будет способствовать привлечению дополнительных водных ресурсов, из сопредельных водных ресурсов, в частности, вод Иртыша.

Специфическим феноменом современной экологической ситуации стало трансграничное загрязнение, распространенное в атмосфере и гидросфере и порождающее серьезные проблемы международных экологических отношений.

В рассматриваемом регионе экологическая ситуация усугубляется концентрацией крупнейших предприятий черной, цветной металлургии и других отраслей.

Так, индустриальная зона представлена предприятиями, ОАО «Казцинк», АО «Усть-Каменогорский титано — магниевый комбинат», «Иртышский химико-металлургический завод», «Иртышский Медный завод», АО «Алюминий Казахстана», АО «Испат — Кармет», АО «Казах-мыс», АО «Ульбинский металлургический завод», АО «Химпром» и др., промышленные стоки которых являются основными источниками загрязнения реки Иртыш.

Между тем, промышленные предприятия являются потребителями воды, в большинстве своем очень водоемки: на 1 т. черновой меди требуется 500 куб. м. воды, на 1 т. синтетического волокна:

  • 5000 куб. м. воды, на 1 куб. м. пиломатериалов
  • 200 куб. м. воды на 1 т. изделий и т.д.

Значительные объемы воды расходуются в добываемой промышленности для флотации, гидромеханизации добычи и т.д.

Крупномасштабными потребителями являются жилоэнергетика, использующая воду для охлаждения, в целом промышленные объекты, могут потреблять значительные ресурсы как для производительных целей, так и хозяйственных нужд.

В этой связи первоочередной задачей рационального использования водных ресурсов в индустриальных центрах в обозримом будущем станет увеличение объемов оборотного водоснабжения.

В промышленной зоне, где наблюдается высокая концентрация предприятий тяжелой промышленности, заметно усложнилась экологическая обстановка.

Так, суммарный годовой сброс сточных вод р. Иртыш составляет 117,8 куб. км. или 56 % всех промышленных стоков в регионе.

В результате сброса неочищенных и не достаточно очищенных сточных вод предприятий цветной металлургии Восточно-Казахстанской области содержание меди достигает 300, цинка 190 ПДК.

Как известно, полиметаллические руды на ряду с основными тяжелыми металлами содержат сопутствующие токсичные вещества и микро элементы – мышьяк, селен, каялит, ртуть, сурьму, висмут, бериллий, радионуклиды.

В следствие переработки руд образуются окислы азота, диоксиды серы, фенол и другие токсичные ингредиенты.

В воздухе, воде, почве и животных организмах зарегистрировано почти 100 вредных веществ. Так, содержание свинца в зерне выше ПДК в 5 раз, цинка и свинца в картофеле — в 5-7 раз, свинца в 6-12 раз, кадмия в крови человека в 6 раз, в волосах 63 раза.

Как следствие, смертность Восточно-Казахстанской области составляет около 20 %.

В целом, качество поверхностных вод бассейна р. Иртыш оценивается классом очень грязных вод с ИЗВ (индекс загрязнения воды) от 6,5 до 7,6 с тенденцией к ухудшению.

Проблема загрязнения трансграничных выходит за рамки национальных границ, является проблемой глобального масштаба.

В этой связи с целью улучшения сложившейся обстановки на Техническую Донорскую Конференцию, проходившую в Алматы в 1998 году, были предложены ряд проектов, направленных на улучшение загрязнения р. Иртыш. /4/

Особый интерес по проектам Северного промузла выразили Правительство Франции, Японии, ПРООН, Тасис Европейского Союза, Всемирный Банк.

Первоочередными проектами для реализации будут:

  • загрязнение ртутью на АО «Химпром» в г. Павлодаре;
  • загрязнение керосином в г. Семипалатинске;
  • снижение выбросов свинца в г. Усть – Каменогорске.

Внедрение перечисленных проектов существенно улучшат ситуацию со здоровым 4 млн. человек и снизит риск серьезного загрязнения окружающей среды рек Иртыша и Нура.

На ряду с этим, с целью предотвращения негативных последствий представляется необходимым осуществить ряд мероприятий:

  • заключить комплексный договор по регулированию качества и объема воды;
  • закрепления права низовых территорий (Казахстан и Россия) на компенсацию ущерба от КНР;
  • установить совместный контроль за исполнением трансграничных водных ресурсов с Китаем;
  • организовать полномасштабные исследования по проблемам вод под эгидой ЮНЕСКО;
  • разработать водную стратегию государства, оценки водных ресурсов;
  • разработать механизм рационального управления водными ресурсами Центральной Азии;
  • выработать общую позицию в совместном использовании, охране, предотвращении загрязнения и истощения;
  • установить совместный мониторинг ситуации на рынках;
  • создать единый природоохранный орган с широкими полномочиями;
  • осуществлять перестройку структуры хозяйств в пользу развития неводоемких отраслей промышленности и создания наукоемких производств;
  • разработать и внедрить новейшие водосберегающие технологии.

Правильность данных подходов зависит прежде всего от точных оценок экспертов, взаимодействия всех заинтересованных ведомств и служб. Трансграничные реки должны стать реками добрососедства и дружбы, служить интересам двух соседних народов.