История экономики знает два основных рода организации производство:
натуральное и товарное. Они прямо противоположны друг другу и различаются по следующим признакам:
а) развитости или неразвитости общественного разделения труда;
б) замкнутости или открытости хозяйства;
в) экономической форме изготавливаемого продукта;
г) видам хозяйственных связей между производством и потреблением благ.
Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты:
Во-первых, производство товаров основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.
Развитость товарного производства зависит от уровня обобществления производства. Обобществление производства — это слияние разнородных производств в один производительный процесс (комбинирование), с одной стороны, и отпочкование различных производственных процессов в относительно самостоятельные (специализация), с другой стороны. Высокий уровень обобществления производства характеризуется тесными взаимосвязями между разными видами производств, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными. От уровня обобществления зависит, какими продуктами обмениваются люди: деталями, полуфабрикатами или продуктами, готовыми к употреблению.
А.Смит так объяснил значение разделения труда для подъема благосостояния всех единоличных собственников: «Каждый работник может- располагать значительным количеством продуктов своего труда сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребностей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же положении, он оказывается в состоянии обменивать большое количество своих продуктов на большее количество изготавливаемых ими продуктов…»‘
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что товарное хозяйство дает широкий простор всеобщему экономическому закону разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует в следствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности. В итоге возникает несколько форм разделения труда:
а) международное (между странами);
б) общее (между крупными отраслями народного хозяйства: земледелием, промышленностью и т.д.);
в) особенное (деление внутри крупных отраслей на под отрасли, виды производства на отдельных предприятиях);
г) единичное (внутри предприятий — на различные их подразделении).
Разумеется, единичная дифференциация труда на предприятии, связанная с незавершенным изготовлением какой-то части готового продукта, не может порождать товарного обмена. Такой обмен — следствие других видов разделения труда: международного (внешняя торговля), а также общего и особенного (внутренняя торговля).
Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляются на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением.
Они развиваются по формуле:
— производство — обмен — потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между производителями и потребителями товаров.
Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное хозяйство. Потенциальные возможности противоположного ему товарного производства таковы, что ему свойственен закон расширенного воспроизводства.
Необходимое условие товарного производства — экономическое обособление производителей друг от друга. Это означает, что каждый производитель и каждое предприятие сами распоряжаются основными факторами производства (землей, трудом, капиталом), сами решают, что производить и в каком объеме, сами распоряжаются результатами труда. Их деятельности диктуется рыночными условиями.
Простое товарное производство было в докапиталистических формациях, а товарно-капиталистическое хозяйство — при капитализме.
В простом товарном хозяйстве простые товаропроизводители (мелкие частные собственники) применяют средства производства, лично трудятся в своем хозяйстве и продукт их труда принадлежит им самим. Простое товарное производство — это индивидуальное производство ремесленников и крестьян для удовлетворения личных потребностей. Капитализм вырастает из простого товарного хозяйства.
В товарно-капиталистическом хозяйстве средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены их. Капиталист, эксплуатируя наемный труд, безвозмездно присваивает продукт чужого труда. На капиталистическом предприятии совместный труд рабочих используется в целях получения прибыли для капиталиста.
Общим между простым и расширенным производством является основа — частная собственность на средства производства.
Общественное производство представляет собой деятельность людей, направленную на создание материальных и материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это — воспроизводство.
Индивидуальное воспроизводство означает воспроизводство индивидуального капитала в рамках фирмы, предприятия и т.п. Общественное воспроизводство осуществляется в масштабе всего национального хозяйства какой-либо страны.
Простое воспроизводство — это процесс, при котором воспроизводство возобновляется из года в год в неизменных размерах. Капитал совершает кругооборот -один цикл, охватывающий процесс производства обращения создаваемых товаров, завершаясь возвращением капитала в его исходную денежную форму. Для непрерывного движения необходимо: чтобы капитал безостановочно переходил из одной его формы в другие: чтобы в каждый данный момент функционирующий капитал должен одновременно находиться в денежной, производительной и товарной формах на всех стадиях кругооборота.
Расширенное воспроизводство — это возобновление производства во вес увеличивающихся размерах. Расширенное воспроизводство означает прирост величины действующего капитала за счет накопления. Экономический закон расширенного воспроизводства — это накопление. При расширенном воспроизводстве та величина прибыли, которая достается капиталовладельцу, делится на две части: доход, идущий на потребление, и доход, идущий на накопление. В связи с этим величина накопления зависит от того, в каком соотношении прибыль распределяется на доход и самофинансирование капитала. Если устанавливается определенное соотношение между доходом и накоплением, то размер последнего прямо зависит от увеличения общей величины прибыли. При прочих равных условиях масса прибыли возрастает так же, как увеличивается новая стоимость (она зависит от размеров капитала, численности работников, интенсивности и производительности труда).
Для индивидуального капитала характерно расширенное воспроизводство, позволяющее бизнесмену постоянно увеличивать массу новой (добавленной) стоимости, в том числе прибыли. В ходе расширенного воспроизводства обновляется техническая база предприятия и выпускается больше продукции лучшего качества. Отсюда вытекает, что в масштабе национального хозяйства вполне естественным является его расширенное воспроизводство. Итак, современная мировая экономика основана на общественном расширенном воспроизводстве.
Натуральное хозяйство и основные черты товарного производства
Организация натурального хозяйства является первой из общеисторических форм хозяйствования. При натуральном производстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных i потребностей производителя или для внутрихозяйственного потребления, что предопределяло его частный характер. Такие отношения господствовали в замкнутой первобытной общине, изготовлявшей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Будучи собственниками земли, феодалы либо прямо присваивали труд крепостных, либо получали от них оброк продуктами или деньгами. Производственные отношения выступали в «прозрачной» форме, как отношения между самими людьми, а не как отношения между продуктами их труда.
Натуральная форма производства возникла до общественного разделения труда, когда процесс отпочкования тех или иных его звеньев только зарождался. Такая форма производства жестко замыкала все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускала открытия каналов для внешних связей. Рабочая сила жестко закрепляется за данным хозяйством. Натуральная форма адекватна такому уровню производительных сил и такому типу производственных отношений, которые предопределяют крайне ограниченные возможности удовлетворения потребностей и в количественном и в качественном отношении. В глубокой древности еще на заре формирования рабовладельческого способа производства в недрах натурального хозяйства возникло и развивалось товарное производство. Тысячелетиями эти два вида хозяйства функционировали параллельно в различных соотношениях. Существуют они и в настоящее время.
Сущность товарного хозяйства состоит в том, что его продуй создается не для непосредственного потребления, как это имеет место в натуральном хозяйстве, а для обмена. Это, однако, не означает, что товарным является лишь такое хозяйство, которое обменивает все произведенные в нем продукты: оно будет в основе своей ясным и в том случае, если некоторая часть продукции собственного производства используется внутри хозяйства, минуя стадию обмена. Иначе говоря, если при натуральном хозяйстве отношения обид осуществляются лишь эпизодически, в виде реализации излишкам превысивших собственные потребности, то в товарном хозяйстве продукт целиком или в основной своей части специально производится для обмена[3].
Главным условием превращения натурального хозяйства в товарное явилось общественное разделение труда, т.е. разделение труда между отраслями и хозяйствами, которые специализируются на производстве определенных продуктов. Наличие общественного разделения труда является необходимой предпосылкой товарного производства, а непосредственной причиной его существования является возникшее на основе общественного разделения труда обособление производителей друг от друга, которое проявилось в наличии частной собственности на средства производства.
Следует различать простое и капиталистическое товарное производство. Между ними имеются как общие черты, так и различия. Они однотипны потому, что, во-первых, оба эти вида товарного производства основываются на частной собственности на средства производства, и, во-вторых, экономические связи между людьми и предприятиями, осуществляемые посредством обмена, носят стихийный характер.
Различие между простым товарным и капиталистическим производством заключаются в следующем:
1) при простом товарном производстве в одном лице соединяется работник-производитель и собственник средств производства;
при капиталистическом — производителями являются наемные рабочие, лишенные средств производства, тогда как средства производства принадлежат капиталистам;
2) в простом товарном производстве отсутствует эксплуатация человека человеком, тогда как капиталистическое производство базируется на эксплуатации наемных рабочих;
3) простое товарное производство является мелким, раздробленным, а его общественный характер проявляется только во взаимных связях между отдельными товаропроизводителями через рынок. В отличие от него даже на отдельно взятом капиталистическом предприятии отчетливо выражен общественный характер производства, что находит свое проявление в совместном труде многих рабочих. Простое товарное производство в условиях рабовладельческого и феодального строя было только укладом, обеспечивавшим лишь небольшую часть всего произведенного в обществе продукта. В отличие от этого при капитализме подавляющая часть продукции создается на капиталистических предприятиях, и капиталистическое производство является безраздельно господствующим.
В условиях капитализма товарное производство приобрело всеобщий характер. Всеобщий характер товарных отношений при капитализме особенно резко проявляется в том, что товаром становится также и рабочая сила.
Простое товарное производство в виде ремесленных, мелких крестьянских хозяйств сохраняется и в настоящее время. Однако его значение, по мере разорения мелких товаропроизводителей, все более уменьшается. Природа мелких товаропроизводителей является двойственной. Они одновременно и труженики, и собственники.
Движущей силой ускорения развития товарной формы организации общественного хозяйства является научно-технический прогресс. Одним из главных его направлений является специализация производства, образование все новых и новых специализированных предприятий и отраслей. Это вызвало объективную необходимость их взаимного кооперирования, что привело к тому, что все работают для всех. Специализация позволяет повысить производительность труда при выпуске товаров массового производства в десятки, а порой и в сотни раз. В конечном счете производство принимало все более общественный характер, а его эффективность неуклонно повышалась. Тысячелетиями натуральное хозяйство было господствующим, а товарное — вспомогательным. Но технический прогресс содействовал товарному производству, а натуральное сейчас играет вспомогательную роль.
РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Понятия рынка, рыночного хозяйства, рыночной инфраструктуры настолько обширны, что посвятить этому следовало бы отдельную работу. Но, учитывая, что темой курсовой работы явилось рассмотрение товарного производства, отмечу только, что рынок — это высшая ступень развития товарного производства в современных условиях. Именно с этих позиций будет раскрыта глава.
В современной экономической литературе различают несколько вариантов трактовки понятия «рынок». Так, рынок понимается как место и сфера товарообмена. В этом смысле рынок — место, где каждый день миллионы потребителей и тысячи предприятий «встречаются» и договариваются о ценах на все те товары и услуги, которые покупаются и продаются.
Рынок также понимают как систему экономических отношений между продавцами и покупателями. Таковым определяет его С. Фишер: «рынок представляет собой пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров и услуг.
Часто рынок представляют как механизм взаимосвязи между самостоятельными субъектами хозяйствования. Так, по мнению Макконела К. Р. и Брю С.Л., «Рынок — это механизм, осуществляющий контакт покупателями. или предъявителями спроса и продавцами, или поставщиками товаров или услуг.»
Под рынком понимается способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
На рынке происходит постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении.
Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающая при равенстве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую «нормальную цену», при которой предельная общественная полезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга. Эта «нормальная цена» — состояние наиболее эффективного при данном неизменном уровне технологии использования всех основных факторов производства — и труда, и капитала, и земли.
Экономистами признается деперсонифицированный (безличностный) характер рыночного механизма, т.е. механизма колебания цен. Наиболее известных является положение А. Смита о «невидимой руке», которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, появляется определенный порядок и структура общественного продукта в большей п.ш меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» — это и есть безличностный ценовой механизм.
К. Марксом выдвинута концепция «товарного фетишизма», когда над товаропроизводителем господствует фетиш — товар с его постоянно изменяющейся ценой. Следовательно, идея «невидимой руки» прослеживалась и в марксистском учении.
Рынок — базовое понятие микроэкономического анализа. Именно ни рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов и покупателей товара X. Говоря о товаре «X», мы можем иметь в виду как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.
Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Выделяются несколько типов границ рынка:
— продуктовые границы, отражающие способность товаров заменить друг друга в потреблении;
— временные границы;
— локальные границы.
Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будут относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.
Д. Робинсон предложила следующее определение рынка, которое с небольшими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран. Рынок включает однородный, товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различнее значения перекрестной ценовой эластичности, мы можем получать разные масштабы рынка.
Итак, рынок — это среда, в которой изучаются действительные потребности потенциального покупателя, готовятся соответствующие условия производства и реализации платных товаров и услуг в расчетном объеме и структуре под прямым и косвенным воздействием государства, реализующего свою экономическую роль посредством законотворческих, предпринимательских и международных функций[6].
Надо заметить, что рынок — это не идеальное построение общества, он имеет свои недостатки, так же как и преимущества. Но в современных условиях именно рынок способен решить хозяйственные проблемы.
Особенности товарного производства в Казахстане – государстве с рыночной экономикой
На рынке потребительских товаров соответствие между спросом и предложением далеко не всегда устанавливается. Частичные диспропорции, возникающие в сфере производства, непосредственно проявляются и сфере обращения, нарушая это соответствие. При определенных условиях оно может привести к тому, что часть произведенного продукта не будет соответствовать потребности населения и не будет реализована на рынке. Вместе с тем может возникнуть и противоположная ситуация, когда производство продукции может оказаться недостаточным для удовлетворения спроса населения, в результате проявляется временное несоответствие между предложением товаров и спросом. Спрос должен быть удовлетворен как по объему, так и по структуре, иначе нарушается сбалансированность. Отсутствие устойчивой сбалансированности между спросом и предложением сдерживает повышение эффективности производства.
За период 1991-1999 гг. в области сбалансированного развития спроса и предложения товаров возникли диспропорции. Если дореформенного периода, т.е. до 1991г., удовлетворялся спрос на растительные жиры, маргарин, макаронные изделия, хлебопродукты, сахар и кондитерские изделия, на многие виды одежды, трикотажные изделия, холодильники, радиоприемники, стиральные машины, телевизоры, часы, мебель, то начиная с 1991г. ощущается их острый недостаток, 1991-1993гг. возник ажиотажный спрос. Исчезли товары повседневного спроса. Даже 1989г., когда был относительно высокий уровень питания как калорийности, так и по количеству потребления продуктов, население недостаточно потребляло фруктов, овощей, рыбы. Денежного дохода хватало для покупки основных продуктов питания, но сказывались национальные традиции, плохое снабжение продовольственными товарами и недостаточная пропаганда рационального типа питания. Имелись проблемы, связанные с качеством и ассортиментом товаров.
В переходный период несбалансированность спроса и предложения наблюдается как по общему объему, так и по структуре, ассортименту и качеству товаров. Главной причиной такого положения является резкий спад производства как животноводческих, так и растениеводческих продуктов, резкое снижение покупательской способности населения, систематический и опережающий рост цен на товары.
В 1991-2000гг. наблюдается рост национальных денежных доходов населения, не сопровождавшийся соответствующим приростом производства товаров. Средняя заработная плата за этот период выросла в 61,1 раза. В то же время рост цен опережал рост нормальных денежных доходов населения 2,2 раза, что привело к снижению реальной заработной платы и покупательской способности большинства населения. При этом объем товарооборота значительно сократился.
В 1993-1999гг. на потребительском рынке сложилось крайне напряженное положение. Недоставало дешевых товаров для низкооплачиваемых групп населения. В то же время неудовлетворительный спрос со стороны высоко- и среднеоплачиваемых групп населения на товары в 1993г. составил 3млрд. тенге, в 1995г. – 4,5млрд. тенге, в 2000г. 5,8млрд. тенге.
Региональные пропорции спроса и предложения представляют собой единство двух аспектов: количественного и качественного, по которым можно судить о сбалансированности. Между тем на такой важный фактор, как соотношение между спросом и предложением отдельных товаров в Республике Казахстан, обращалось мало внимания. Некоторые экономисты поспешно делают вывод, будто изучение покупательского спроса и выявление потребностей на отдельные потребительские товары и услуги – задача простая. Однако если взять такой продукт, как пищевые жиры, где рынок насыщен, то не трудно убедиться, что в Республике Казахстан определить спрос на этот продукт не так легко. Спрос на жиры формируется не столько под влиянием доходов населения и розничных цен, сколько региональных факторов, таких, как социальный состав, количество потребителей продуктов и потребительские привычки.
Следует отметить, что определение спроса и потребности в товарах вещи разные. Например, зная, что научно норма потребления пищевых жиров составляет 2.2 кг. в среднем на одного человека, легко можно определить потребность в них, умножая этот показатель на численность населения. Так, пример, для г. Алматы в 2000г. она составила 2486 тонн пищевых жиров(1,130 человек * 2,2 кг.). Действительный же спрос на этот продукт в городе Алматы в 1999г. составил 280 тонн, при этом потребление его ежегодно снижается. Как видно, потребность по нормам в 8,9 раза выше предъявляемого населением спроса. Поэтому важной задачей является изучение региональных особенностей формирования спроса и потребностей населения. За последние годы темпы роста производства потребительских товаров в целом по Республике Казахстан резко отклоняются от темпов роста денежных доходов населения.
В отдельных же регионах эти различия достигают значительных размеров. Например, если в 1990-1991гг. производство товаров на душу населения увеличилось на 9,3%, а среднемесячная зарплата рабочих и служащих на – 66,1%, то за 1992-1995гг. при снижении производства потребительских товаров в 14,4 раза реальная заработная плата снизилась 34%.
Розничный товарооборот по всем каналам реализации снизился в 2,5 раза в расчете на душу населения. В результате рост товарооборота по всем каналам реализации обеспечивался за счет снижения товарных запасов в торговле и промышленности, а также за счет либерализации розничных цен на товары и услуги.