Любая экономика развивается по определенным законам, характер действий которых на тех или иных этапах развития зависит от конкретных, часто меняющихся экономических условий. Этот момент является чрезвычайно важным, поскольку любое действие любого объекта или субъекта данной системы оказывает непосредственное влияние на конечные суммарные результаты, т.е. на динамику развития макроэкономических показателей, например, валового внутреннего продукта, уровень жизни населения в данной социально-экономической системе, уровень технической и технологической оснащенности основных секторов экономики и т.д.
В этом смысле уровень развития экономики всегда являлся определяющим прежде всего по степени изменения производственных результатов предприятий. Именно поэтому инвестиционные потребности собственно экономической системы всегда можно считать определяющими для дальнейшего ее развития. Здесь проявляется самое важное достижение рыночных отношений — возможность реализации собственного потенциала, что в условиях Казахстана можно считать определенным историческим шансом в достижении соответствующего ему места в мировой экономической системе. Это основано на возможностях экономики республики и профессиональных способностях ее специалистов.
Однако, как известно из теории рынка, в любой социально-экономической системе взаимодействуют факторы земли, труда, предпринимательства и капитала. Если в аспектах первых трех факторов можно признать, что в настоящее время в стране они имеются в наличии, то относительно капитала и предпринимательства положение сложнее. Сбережения могли бы послужить основой капитала, но население не стремится положить их на срочные вклады. Предпринимательство развивается в основном только в торговой сфере.
В развитых странах такой фактор не является доминирующим, в них также постоянно наблюдается нехватка капитала, но в условиях развитого рынка при осуществлении регулирования и возможности перелива средств не только из одной отрасли в другую, но и из одной страны в другую осуществляется более динамичное его управление, уменьшающее потери более быстро, а потому с более эффективным конечным результатом.
Термин «инвестиции» (от латинского investio — одеваю) широко применяется в научной и публицистической литературе. На практике, однако, различные исследователи вкладывают в это понятие разное содержание. Общепринято на уровне бытового сознания под инвестициями понимать любые вложения средств в покупку земли, недвижимости, акций, в строительство, технику, освоение месторождений полезных ископаемых и т.д.
Содержание понятия «инвестиции» дано в ст. 1 Закона РК «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994г. В нем записано: «Инвестиции — это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе:
— движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;
— акции и иные формы участия в коммерческих организациях;
— облигации и другие долговые обязательства;
— требования денежных сумм, товаров, услуг, любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями;
— право на результаты интеллектуальной деятельности. включая авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы ноу-хау, нормативно-техническую, архитектурную проектную документацию;
— любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органам;
— прибыль, полученная и реинвестированная на территории РК».
В научной литературе существует к инвестициям большой диапазон подходов. Пол Самуэльсон пишет так: «Мы называем «чистым инвестированием», или капиталообразованием, то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование, материально-производственные запасы и т.д.). Обыватель же говорит об «инвестировании», когда он покупает участок земли, находящиеся в обращении ценные бумаги или любой другой титул Собственности. Для экономистов это чисто трансфертные операции. То, что инвестирует один, кто-то другой дезинвестирует. Чистое инвестирование имеет место лишь тогда, когда создается новый реальный капитал»‘.
Весьма широко понимают инвестиции авторы популярного «Экономикса». В их определении инвестиции — «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов», т.е. по сути все издержки производства и накопления.
Источником инвестиций, как известно, являются сбережения. Но сбережения осуществляются одним хозяйствующим агентом, а инвестиции могут осуществлять совсем другие группы лиц или хозяйствующих субъектов. Поэтому группы ученых при определении понятия обращают внимание не столько на содержание инвестиций, сколько на их целевую направленность. В. Бочаров под инвестициями подразумевает часть дохода, которая не может быть использована на потребление. Инвестиционные ресурсы трансформируются в конкретные объекты инвестиционной деятельности, где получается прирост капитальной стоимости а форме дохода или социального эффекта.
Кроме понятия «инвестиции» есть и другое, тесно с ним связанное, — «внешнее заимствование». Это понятие ст. 1 Закона РК «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом» от 10 апреля 2000 г. раскрывает как «процесс, включающий в себя принятие решения о необходимости привлечения заемных средств, проведение переговоров с иностранными кредиторами, подписание соответствующих документов по займу, ратификацию договора, займа (при государственном внешнем заимствовании), получение, учет и использование средств займа, а также обслуживание и погашение полученных средств». От инвестиций государственные внешние займы отличаются, на первый взгляд, прежде всего по целям: статья 6 упомянутого закона определяет, что внешние займы «привлекаются для поддержки платежного баланса и финансирования дефицита республиканского бюджета». Однако далее в ст. 11 и 12 закона разъясняется, что средства, полученные по государственным внешним займам, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возвратной основе (по кредитным договорам) внутренним заемщикам, в т.ч. и предпринимательским структурам.
Помимо государственного может осуществляться и негосударственное внешнее заимствование, заемщиками по которому выступают резиденты РК, заключающие договоры от своего имени (кроме государственных предприятий и учреждений). При этом договоры о внешних займах, имеющих государственные гарантии, регистрируются в Министерстве финансов РК, а не имеющих государственных гарантий — в Национальном банке Казахстана. Текущие торговые или расчетные операции, при которых обязательства по платежам следует не позднее чем через 180 дней за поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), регистрации не подлежат. Таким образом, инвестиции» в практическом плане рассматриваются с позиции их многоуровневое образования, использования и целей.
В переходный период представляется оправданным новое осмысление роли государства в экономике. Степень вмешательства государства в экономику в каждой стране своя, в зависимости от внутренних и внешних причин она неоднократно меняется. В Южной Корее разрабатываются пятилетние планы хозяйственного развития, носящие главным образом индикативный характер. Здесь государство осуществляет мониторинг за ценами на товары массового спроса (продукты питания, лекарства, бытовая техника) и на группу товаров, имеющих жизненно важное значение для экономики в целом (электроэнергия, топливо, сталь, продукты химии). Поскольку от капиталовложений, обязательных для реконструкции и технического перевооружения этих отраслей, непосредственно зависят и объемы их производства, гарантия таких капиталовложений осуществляется государством. Однако события последнего времени показывают, что грань такого вмешательства весьма условна и является достаточно тонкой, потому что долгосрочные планы при даже незначительной переоценке или недооценке какого-либо фактора в масштабе всей экономики способны вызывать больше негативные явления при развитии, чем позитивные. Именно такой эффект получила социально-экономическая система Южной Кореи. Развиваясь очень динамично на определенном этапе, в дальнейшем негативы чрезмерного государственного вмешательства стали превалировать над рыночным смыслом, что в конце концов стало неизбежным резкое падение и образовался своеобразный «застой», по некоторым своим параметрам напоминающий экономический застой бывшего СССР.
Для японской экономики характерно развитое, хотя и носящее индикативный характер, планирование, оно играет весьма существенную роль в повышении экономической эффективности производства, в регулировании его пропорций, рациональном размещении производительных сил. Здесь, таким образом, государственная инвестиционная политика весьма селективна и избирательна, стихии рынка эта селекционная работа не «отдается». Однако в японской социально-экономической системе наблюдаются проблемы «застоя», связанные, прежде всего, с проблемой недооценки ухода отечественного капитала из-за чрезмерного налогового давления. В связи с этим за последнее десятилетие наблюдался перенос большинства производств за пределы страны в страны Юго-Восточной Азии и Африки, что, с одной стороны, создавало прецедент усиления японского влияния в этих регионах, а с другой, — проблему обеспечения собственного населения занятостью, чего без постоянного инвестиционного приложения капитала достичь не удается.
Как известно, американский рынок тяготеет к классической (инициативной) модели предпринимательства, французский — к государственному дирижизму, немецкий — к «социальному рыночному хозяйству», японский — к «корпоративному патернализму». Тем не менее, во всех развитых странах инвестирование обладает определенным набором общих признаков с присущими им соответствующими специфическими чертами:
- За государственным управлением полностью или частично сохраняются задачи финансирования мероприятий, связанных с НИОКР, внедрением ресурсоэкономной и экологической технологии, конверсии оборонной промышленности и адаптации научно-технического потенциала ВПК в гражданской сфере, определение норм амортизации.
- Косвенное регулирование инновационно-инвестиционной деятельности рыночными методами, хотя и имеет место прямое бюджетное финансирование ряда важных для государства объектов.
- В системе государственных приоритетов выступают те важные для социально-экономического развития страны направления, реализация которых обеспечивает максимальный, т.е. помимо прямого еще и сопряженный эффект. С этой точки зрения к приоритетам относится взаимодействие топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Сюда же следует отнести развитие сфер образования, науки, культуры, здравоохранения, жилищного строительства и т.д.
- Реализация каждого приоритетного направления осуществляется в форме выполнения государственной целевой программы, внутренне увязанной по этапам, источникам финансирования и формам организационно-экономического обеспечения.
- Выдвижение в инвестировании на передний план микроструктурных моментов, обусловленное изменениями в технике и технологии производства конкретных видов продукции, в ассортиментном составе изделий и т.д.
Рыночные отношения — это саморегулирующая система, основанная на обратной связи и подчиняющаяся некоторым установленным правилам, заданным извне. Какова должна быть мера этого внешнего воздействия, чтобы не подрывать способность системы к саморегуляции? «Все, что сверх меры — зло», — справедливо утверждал Абай Кунанбаев. Когда эта мера не соблюдается, тогда и возникают острые негативные явления в экономике, как это случилось в СНГ, в т.ч. и Казахстане.
Речь идет о затяжном процессе крупномасштабного падения физических объемов инвестиций со всеми вытекающими отсюда последствиями, быстром старении парка производственного оборудования, снижении его загрузки, сокращении строительно-монтажных работ, численности строителей и т.д. И здесь важно опровергнуть достаточно распространенное среди специалистов и руководящих работников мнение о второстепенной роли государства в инвестиционном процессе по сравнению с рыночными регуляторами, приведшее на практике к свертыванию в разумных пределах государственной инвестиционной деятельности и простой ликвидации соответствующих институтов в центре и на местах.
Мировой опыт говорит, что при усилении кризисных явлений в экономике увеличение регулирующих функций и ответственности государства в инвестиционной сфере становится необходимостью. В условиях функционирования административно-командной системы доказывалось, что только централизованно регулируемой на макроуровне системой планирования по всему жизненному циклу новой техники, увязанной с социально-экономическими результатами ее применения, можно обеспечить высокую динамичность развития производства на стратегически важных его направлениях, ускоренное внедрение наиболее крупных научно-технических новшеств, дающих эффект мультипликатора во многих отраслях и сферах деятельности.
Как известно, негативные проявления, связанные с огосударствлением всей экономической жизни как всеобщего свойства прежней системы, коснулись и инвестиционной сферы. Очевидна, однако, и неправомерность резкого и быстрого и, главное, организационно и технически неподготовленного отказа государства от формирования инвестиционных процессов. Разумеется, нельзя считать, что причины инвестиционного кризиса кроются в самой сути перехода к рыночной экономике- Весь вопрос в том, как вводить методы инвестиционной политики, в какой мере и в каких областях, каким образом управлять процессом движения к рынку со стороны государства.
Опыт развитых стран свидетельствует об огромной роли государства в управлении инвестиционно-фондовым процессом, реализуемой через четко отработанный эффективный механизм налогово-амортизационных, финансово-кредитных и других мер. Воздействие государства на рыночную экономику направлено на исправление «ошибок» рынка, оно предусматривает контроль над влиянием предприятия на природную среду, налоговую политику, стимулирующую технический прогресс, льготное кредитование важных для страны отраслей и производств, подготовку и переподготовку людей, потерявших в результате реструктуризации привычную работу, и т.д.
В современной экономике потребность в социальном регулировании хода общественного воспроизводства, поддержании социально-экономической стабильности объективна и может осуществляться, лишь опосредуясь деятельностью государства. Не подлежит сомнению, что государственное управление капиталовложениями должно остаться важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала Казахстана, повышения его эффективности в виде более действенной функции регулирования. Без целенаправленной и достаточно масштабной инвестиционной политики не может быть и речи об интенсификации общественного производства, совершенствовании структурных и качественных параметров его развития. Без повышения технического уровня парка технологического оборудования, ускорения темпов замены физически и морально устаревших машин и агрегатов, введения более коротких сроков амортизации производственного оборудования; ограничения сферы малоэффективного капитального ремонта казахстанская экономика не в состоянии перейти на действительно рыночные отношения.
Переход к более интенсивному решению проблем, связанных с ускоренным обновлением и техническим перевооружением производственной базы, предъявляет к экономической науке определенные требования. Научный подход к системе понятий, их обоснование следует рассматривать как необходимую предпосылку исследования той или иной проблемы.
Начиная с 30-х годов, после великой мировой депрессии, рынок в цивилизованных странах является объектом социального государственного регулирования. Здесь государство оказывает возрастающее воздействие на его функционирование различными правовыми нормами. Важнейшие функции рынка реализуются в результате связей его участников, в которых каждый действует, руководствуясь прежде всего своими интересами. И для того, чтобы такое устремление каждого не создавало все общего хаоса и не нарушало устоев общества, его морали, системы ценностей и, в конечном счете, самой экономики, столетиями создавались твердые правила. Их соблюдение обеспечивалось принудительной силой государства, которое реализовывало свою экономическую роль посредством корректирующей, регулирующей распределительные процессы, стабилизационной функции и функции создания правовых условий экономической деятельности.
- Экономико-статистическая модель развития показателя инвестиций в нефтяную промышленность в РК
Для более надежного результата необходимо иметь и более полную информацию о влиянии на выявленный макропоказатель инвестиций в основной капитал различных экономических показателей, принятых в анализируемой отрасли. Такими отраслевыми показателями можно считать официальные данные статистической отчетности объемов добычи нефти, включая газовый конденсат в целом по республике и отдельно по предприятиям Атырауской области.
Данная экономико-статистическая модель имеет линейную направленность при коэффициенте множественной корреляции, равной 0,5246, что свидетельствует о сильной связи этих показателей с функцией, а также F-критерий, превосходящий табличный, и поэтому в определенной мере данная модель мажет использоваться для оперативного (ближайшего) прогнозирования. Подставляя вместо переменных X1 и Х2 значения планируемых решений по объемам добычи нефти в целом по республике и по Атыраускому региону, в частности, можно получить достаточно высокие прогнозные результаты по ожиданию инвестиций в основной капитал, а сравнивая с фактическими значениями, выявить недоработанные направления в деятельности данной отрасли.
По этой модели можно судить о работоспособности не только правительства и его уполномоченного органа, но и выявить эффективность руководящего состава предприятий, нанятого в качестве менеджеров фактическими собственниками приватизированных производственных структур, которые навряд ли будут согласны с внутренними потерями даже по объективным причинам, а потому данная модель будет отражать результативность менеджмента. Кроме того, имея определенную разноуровневую основу, она используется для определения эффективности управления на макроуровне, с точки зрения результативности деятельности по макропоказателю инвестиций, вкладываемых в основной капитал в целом по республике, и характеризует эффективность развития нефтедобычи и, соответственно, отрасли. Эта же модель характеризует эффективность менеджмента на отдельных предприятиях, что в совокупности может означать системность менеджмента и управления экономикой по конкретным целям, в рассматриваемом случае — это инвестиции в экономику Казахстана.
Такое моделирование позволяет эффективно и результативно достичь обозначенной цели, поскольку все возможные процессы, влияющие на ее развитие, могут быть собраны непосредственно в единой экономико-статистической модели. Именно этот момент означает комплексность и максимизацию учета процессов, происходящих непосредственно в экономике республики, и, что особенно важно, позволяет определять эффективность воздействия на ситуацию, что можно считать своеобразной оценкой деятельности управляющих, начиная от всего кабинета министров, руководителей отрасли и заканчивая конкретными менеджерами на предприятиях. Этот аспект является совершенно новым в научном подходе оценки эффективности управления в экономике на разном уровне и также усиливающимся за счет одновременности и сопоставимости оценки одних и тех же результатов, но только на различных уровнях управления, под различными углами зрения.
Такой подход позволяет максимально объективно произвести оценку результативности развития экономики, что в определенной мере снимает непонимание и напряжение по поводу тех или иных шагов со стороны макроуправления, а это уже социально-экономическая основа действительной консолидации различных слоев населения, выстроенная на экономике. Подобные консолидирующие основы были определены в свое время в Германии, в Японии на основе постепенного и поэтапного развития экономики от простого к сложному и в других экономически мощных странах.
Учитывая, что казахстанская экономика сталкивается с проблемой необходимости экономического сплочения внутри самой социально-экономической системы, данный подход в развитии экономики за счет подобной консолидации представляется наиболее объективным и потому надежным с точки зрения его практической реализации.
Исходя из такой потребности, видно, что для «локомотивных» отраслей и предприятий немаловажное значение имеет классическое понимание соотношения собственных затрат и цен как внутрирыночных, так и мировых. Здесь явно прослеживается потребность четкого и объективного определения места каждой отрасли республики в системе общемировой экономики. Это означает, что необходимо выяснить соотношение общемировых и казахстанских средних издержек по каждой отрасли в отдельности. Отсюда уже видны конкурентоспособные и неконкурентоспособные сферы экономики республики, а также становится понятным для управления, на какие отрасли следует в первую очередь опираться, какие являются для этих целей неустойчивыми, а какие вообще неперспективны. Именно из такого анализа уже возможен конкретный выбор приоритетов по отраслям, предприятиям,
Однако такой классический подход также не лишен некоторых недостатков, потому что из-за отсутствия прямых путей сообщения и выхода на мировой рынок и без двух-трех посредников-государств, может оказаться, что ни одна из отраслей не будет конкурентоспособна на мировом рынке. Необходим очень взвешенный анализ и соответствующие выводы, потому что в данном случае страна по своему статусу становится практически простым сырьевым источником для мирового сообщества. Такое положение, естественно, не может быть принято с позиций классического рыночного развития, потому что имеющийся экономический потенциал рухнет окончательно и будет потерян для общества безвозвратно, и единственная возможность, предоставленная историей Казахстану, будет упущена.
Политика многих фирм, в частности, исследуемых в данной работе нефтяных предприятий, показывает, что количество разведанных запасов будет со временем уменьшаться, а полнота извлечения полезного углеводородного сырья снижаться. Такая ситуация, следовательно, ведет к вынужденной консервации скважин в случае изменения нынешней ситуации. Это означает отвлечение финансовых ресурсов от планировавшихся ранее задач, а также увеличение потребностей нефтяного рынка в дополнительных ресурсах. Иначе говоря, на нефтяном рынке республики для поддержания в прежнем состоянии всей отрасли потребуются дополнительные финансовые средства, которые выражаются, как уже было ранее определено, показателем инвестиций в основной капитал. Для облегчения привлечения таких средств в Казахстан необходимо не только сформировать соответствующие макроусловия, но и разрешить технически и организационно вопросы минимизации инвестиционных рисков хотя бы в данном секторе, поскольку он является как бы показательным для потенциальных инвесторов других сфер экономики. Если при этом даже в таких сложнейших условиях развития мирового и внутреннего рынков будет создано достаточно сильное противодействие негативным моментам, оно хоть и не создаст значительного позитивного результата, но, тем не менее, будет способствовать сглаживанию негативов и содействовать дальнейшему развитию отрасли. Следовательно, можно с определенной уверенностью ожидать притока инвестиций из чрезмерно рисковых сфер, прежде всего мирового рынка.
Однако это только внешняя сторона инвестиционной проблемы в отрасли. Внутренняя ее сторона заключается в том, что за счет значительного превышения издержек над мировыми ценами отрасль вынуждена повышать цены на свою продукцию. Поскольку внешний рынок в этом случае отрасли явно не доступен (демпинг не может быть бесконечно или необозримо длительным), здесь будут наблюдаться тенденции к повышению внутренних цен на рынке республики, а также отраслевые тенденции к закрытию данного рынка для других конкурентов путем требований повышения таможенных и иных выплат и даже «имитации» потребностей выхода Казахстана на мировой нефтерынок посредством строительства нефтепроводов, что, по сути, означает затягивание процесса, нежели его скорейшее разрешение. При этом, однозначности в этих вопросах быть не может, так как общемировое снижение цен на нефть приводит к снижению цен и на нефтеоборудование, что обусловливает некоторое снижение затрат при строительстве нефтепровода. Однако преувеличивать роль и соответственно значение такого снижения не следует, потому что тогда будет наблюдаться тенденция сворачивания машиностроительной отрасли, т.е. появятся налицо признаки общемирового кризиса.
«Нефтяные предприятия получают некоторый спасательный круг» в борьбе за свое выживание за счет внутренних возможностей экономики республики. Правительство, очевидно, будет вынуждено обратить свое внимание на внутренний рынок, а не на внешний, как было ранее, когда соответствие экспорта и импорта являлось для него критерием эффективности рыночных преобразований.
Внутренний рынок, таким образом, становится центром преобразований, и любой промах на нем будет инициировать в максимальном варианте все возможные негативы дальнейшего развития событий в экономике и, соответственно, в обществе. Для нефтеотрасли это означает понимание со стороны правительства создавшихся проблем и некоторую отсрочку требований соответствия цен внутреннего и мирового уровня. Именно поэтому происходит борьба за перерабатывающие предприятия отрасли. Кроме того, при разработке перспективных и текущих планов не был учтен финансовый обвал 8 странах АСЕАН, а теперь и в России, значительный спад цен на нефть. Большинство компаний планировало свои бюджеты из расчета 15-18 долл. за баррель, хотя она составила величину гораздо меньшую -10-12- долл. за один баррель.
На 31 Манильском совещании стран АСЕАН генеральный секретарь АСЕАН (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма) Р. Северино в июле 2001г. докладывал, что «за прошедший год возникли самые серьезные финансовые и экономические проблемы с момента создания Ассоциации … Только с июля 2000г. по начало этого года общие экономические потери региона (без учета Японии) оцениваются в 700 млрд. долларов… Из-за потрясений в Азии Международный валютный фонд снизил на 0,7% свой прогноз относительно роста всей мировой экономики в 2001 г.
Оптимистический прогноз казахстанских нефтепромышленников привел к рассредоточению и определенному распылению имевшихся у предприятий финансовых средств и других ресурсов, что потребует дополнительного времени и в целом выявит невозвратные потери. Это означает фактическое замораживание ранее принятых проектов и обязательно отнесет полученные убытки на затраты, что, в конечном итоге, не сможет не повлиять на оптовые цены сырой нефти на внутреннем рынке Казахстана после подсчета всех потерь.
Такой путь — наиболее привычный для предприятий республики, поскольку связан с вмешательством правительства в снижение образовавшихся потерь. Однако, если такой результат для западного предприятия дает обычно возможность для определенной, если не кардинальной перестройки своей экономической политики, то для предприятий с государственным управлением он означает возврат к прошлому социалистическому менеджменту, когда проблемы одного предприятия снимались за счет перекрытия финансирования другим секторам и сферам экономики. Надвигающийся рост внутренних цен в нефтеотрасли будет способствовать ухудшению социально-экономического положения населения. Поэтому данный подход становится малоприемлемым для управляющих менеджеров социально-экономической системы Казахстана, которая теряет прочность, и это будет равнозначно провалу проводимых в стране реформаторских преобразований.
В таких условиях возникает только один путь — снижение издержек в нефтеотрасли за счет отказа от всевозможных посредников с их непомерными накрутками, удорожающими и без того дорогостоящую продукцию. В цифровом обосновании это выглядит следующим образом. За рубежом соотношение добытой и переработанной нефти по своим ценам составляет 1:1,5. В Казахстане оно доходит до 1:3,5, что не сочетается с политикой повышения конкурентоспособности конечного продукта из сырья и свидетельствует о стремлении получать дополнительные доходы некоторыми должностными лицами за счет своего служебного положения.
Запредельный рост «теневой» составляющей хозяйственной деятельности — одно из самых опасных последствий нынешних реформаторских преобразований. Деятельность чиновников, проводимая за пределами правового поля в нефтебизнесе, не только не сужается, но получает явную тенденцию к расширению. Такой подход является в рынке не просто анахронизмом, потому что является изначально провальным по своей сути. Согласованные действия административного и финансового контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и имуществом, включая меры ответственности за нарушения правил ведения таких операций в развитых странах способствовали тому, что рынок неизбежно наказывал тех, кто работает против «рынка для всех», желая сформировать рыночные отношения под себя лично.
Предприятия нефтеотрасли в Республике Казахстан при решении проблемы сокращения своих расходов будут вынуждены столкнуться с проблемами приостановления инвестиционного потока по уже имеющимся проектам на какую-то перспективу, потому что в условиях сокращения мировых объемов добычи горно-геологические условия Казахстана несопоставимы с условиями того же Кувейта или Бразилии и, прежде всего, с точки зрения возможных дополнительных расходов и соответственно имеющихся рисков.
Все имеющиеся и заключенные уже проекты можно считать для Казахстана максимальным пределом в условиях спада нефтебизнеса. Это означает, что ожидание каких-либо новых инвесторов практически равнозначно нулю и для удержания уже имеющихся необходима конкретная государственная поддержка, которая может выразиться в создании условий со стороны органов исполнительной власти и в предоставлении им возможности снижения или отсрочки некоторых видов платежей во времени и т.п.