1 октября 1949 года китайский народ, одержавший великую победу в новодемократической революции, провозгласил Китайскую Народную Республику. Гоминьдановская группировка отступила в китайскую провинцию Тайвань и, опираясь на поддержку со стороны чужеземных сил, заняла позицию конфронтации против Центрального правительства. Так возник тайваньский вопрос.
Разрешение тайваньского вопроса и осуществление полного объединения Китая связаны с коренными интересами китайской нации. На протяжении минувших 50 лет китайское правительство вело неустанную борьбу за осуществление этих целей. Начиная с 1979 года оно, проявляя полную искренность и делая все от него зависящее, попыталось достигнуть мирного объединения страны в рамках концепции «одно государство — два строя». В результате с конца 1987 года наметилось значительное расширение экономических, культурных и индивидуальных обменов между обеими сторонами Тайваньского пролива. Однако с 90-х годов глава тайваньской администрации Ли Дэнхуэй, шаг за шагом отступая от принципа одного Китая, стал всячески проводить сепаратистскую политику, направленную в конечном счете на создание «двух Китаев», и не стеснялся открыто заявлять, что отношения между двумя сторонами Тайваньского пролива являются якобы «межгосударственными, или, по крайней мере, специфическими межгосударственными». Это серьезнейшим образом разрушило тот фундамент, на котором можно было достигнуть мирного объединения двух берегов Тайваньского пролива, нанесло ущерб коренным интересам всей китайской нации, в том числе и тайваньским соотечественникам, поставив тем самым под угрозу мир и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правительство КНР неизменно отстаивает позицию одного Китая, категорически выступает против любых попыток отторгнуть Тайвань от Китая. Борьба между китайским правительством и сепаратистскими силами в лице Ли Дэнхуэя наиболее концентрированно выражается в стремлении отстоять принцип одного Китая вопреки созданию «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня».
В белой книге «Тайваньский вопрос и объединение Китая», опубликованной китайским правительством в августе 1993 году, в систематизированном виде аргументируется, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, излагаются история возникновения тайваньского вопроса, основной курс и соответствующие политические установки китайского правительства по решению тайваньской проблемы. Теперь настало время еще более детально разъяснить позицию и политические установки китайского правительства относительно принципа одного Китая.
Факты, подтверждающие принцип одного Китая и его правовая основа
Принцип одного Китая сформировался в ходе справедливой борьбы китайского народа за защиту государственного суверенитета и территориальной целостности и имеет под собой как фактическую, так и правовую основу.
Тайвань — неотъемлемая часть Китая. Все факты и юридические акты в отношении Тайваня свидетельствуют, что он является неотъемлемой частью территории Китая. В апреле 1895 года Япония, развязав агрессивную войну против Китая, принудила правительство династии Цин подписать неравноправный «Симоносекский договор», в результате которого оккупировала Тайвань. В июле 1937 года японские агрессоры развязали тотальную войну против Китая. В декабре 1941 года китайское правительство в «Декларации об объявлении войны Японии» со всей ясностью заявило миру о том, что с этого момента все договоры, конвенции, соглашения и контракты, затрагивающие китайско-японские отношения, в том числе и «Симоносекский договор», денонсируются, что предполагало возвращение Тайваня под китайскую юрисдикцию. В декабре 1943 года Китай, США и Великобритания подписали «Каирскую декларацию», в которой предусматривалось, что все территории, которые Япония отторгла у Китая, включая Северо-Восток Китая, остров Тайвань и острова Пэнху, должны быть возвращены Китаю. В «Потсдамской декларации», подписанной Китаем, СЩА и Великобританией в 1945 году ( к которой впоследствии присоединился и Советский Союз ), четко оговорено, что «условия Каирской декларации должны быть выполнены». В августе того же года Япония, подписав соответствующий акт, объявила о своей безоговорочной капитуляции. В этом документе оговаривалось, что Япония «искренне принимает все положения Потсдамской декларации». 25 октября китайское правительство объявило об освобождении оккупированного японцами Тайваня и островов Пэнху, которые вновь перешли под суверенитет Китая.
1 октября 1949 году было провозглашено создание Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, которое заменило правительство Китайской Республики и стало единственным законным правительством Китая и единственным законным представителем Китая на международной арене. Тем самым существованию Китайской Республики был положен конец. По сути дела произошла замена старой власти новой при сохранении одного и того же субъекта международного права. Такая замена не влечет изменения государственного суверенитета и территории Китая, поэтому вполне естественно, что правительство КНР обладает всеми суверенными правами Китая, включая суверенные права на Тайвань, и осуществляет их.
Несмотря на то, что после отступления гоминьдановской группировки на остров Тайвань, тайваньские власти продолжали именовать его «Китайской Республикой», а себя «правительством Китайской Республики», они давно уже лишились права осуществлять государственный суверенитет в качестве представителей Китая и фактически были и являются одной из местных властей на территории Китая.
Формирование и основное содержание принципа одного Китая.
В день своего образования Центральное народное правительство КНР перед всем миром торжественно провозгласило «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР. Настоящее правительство желает установить дипломатические отношения с правительством любой страны при условии, если оно выразит готовность соблюдать равенство, взаимную выгоду и взаимное уважение территориального суверенитета и другие принципы». Вслед за этим китайское правительство направило в ООН телеграмму, в которой заявило, что гоминдановская администрация «лишилась всяких правовых и фактических оснований для представительства китайского народа» и что она больше не имеет права представлять Китай. Признание правительства КНР единственным законным правительством, представляющим весь Китай, прекращение или неустановление дипломатических отношений с администрацией Тайваня — таковы принципы Нового Китая по вопросу установления дипломатических отношений с иностранными государствами.
Вышеуказанные позиции китайского правительства встретили возражение со стороны тогдашнего правительства США. Хотя в заявлении президента США Трумэна от 5 января 1950 года было отмечено, что США и их союзники признают тот факт, что Китай осуществлял суверенитет над островом Тайвань в течение 4 лет с 1945 года, тем не менее, в июне 1950 года, после того как разразилась корейская война, правительство США не только направило вооруженные силы на Тайвань, но выдвинуло вздорную версию о «неопределенном статусе Тайваня» с целью изоляции и сдерживания Китая. В последствии оно проводило политику «двойного признания» в международном сообществе, пытаясь создать прецедент «двух Китаев». В противовес этому китайское правительство решительно придерживается точки зрения, что в мире существует только один Китай, Тайвань является неотъемлемой частью Китая, а правительство КНР — единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Именно в ходе развития нормальных дипломатических отношений с зарубежными странами и борьбы за отстаивание суверенитета и территориальной целостности страны сформулирован принцип одного Китая. Вышеизложенные позиции составляют основное содержание принципа одного Китая, ядром которого является защита его суверенитета и территориальной целостности.
После 1949 года тайваньские власти на протяжении 30-40 лет упорно отказывались признать законный статус правительства КНР как представителя всего Китая, тем не менее, соглашаясь с тем, что Тайвань является частью Китая, что в мире существует только один Китай, выступали против создания «двух Китаев» и «независимости Тайваня». Это означает, что в течение довольно длительного времени все китайцы, проживающие по обеим сторонам Тайваньского пролива, были единодушны в вопросе о том, что в мире существует только один Китай, Тайвань является частью территории Китая. Уже в октябре 1958 году, когда войска НОАК производили артиллерийский обстрел острова Цзиньмэнь, Председатель КНР Мао Цзэдун заявил тайваньским властям : «В мире существует только один Китай, а не два Китая, по этому поводу вы тоже выразили свое согласие в заявлениях ваших руководителей». В январе 1979 году Постоянный комитет ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам», в котором отмечалось, что «тайваньские власти неизменно придерживаются позиции одного Китая и выступают против «независимости Тайваня». Эта общая с нами позиция и является основой для нашего сотрудничества «.
Твердая и справедливая позиция китайского правительства по вопросу одного Китая получала все более широкое понимание и поддержку со стороны других стран и международных организаций, и принцип одного Китая стал широко признаваться международным сообществом. В октябре 1971 года на 26-й сессии Генеральной Ассамблей ООН была принята резолюция № 2758, положившая конец пребыванию в ООН представителей тайваньских властей и восстановившая в ней законное место и права КНР. В сентябре 1972 года КНР и Япония подписали Совместное заявление об установлении дипломатических отношений, согласно которому Япония признавала, что правительство КНР является единственным законным правительством Китая, выражала полное понимание и уважение позиции правительства Китая по вопросу о том, что Тайвань является неотъемлемой частью территории КНР. Более того, Япония выразила готовность продолжать соблюдать положения восьмого пункта «Потсдамской декларации». В декабре 1978 года было опубликовано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США, в котором говорилось, что Соединенные Штата Америки «признают правительство Китайской Народной Республики единственным законным правительством Китая», «принимают позицию Китая по вопросу о том, что в мире существует лишь один Китай,, а Тайвань является частью Китая». К настоящему времени КНР имеет дипломатические отношения со 161 государством, все они заявили о признании принципа одного Китая и дали обещание регулировать отношения с Тайванем в рамках этого принципа.