Человек живет среди других людей, среди идей людей, идей, смыслов. Разные люди, разные вещи, идеи, по разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека – это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е вещи имеющие высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую часть этого слова: ценности это то что дорого для человека.
В ценности что-то или кто-то для человека отражает его отношение к чему-то или к кому-то.
В своем поведении , в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируясь на ценности.
Ценности различаются по знаку на положительные и отрицательные: польза-вред, слава-позор. Истина-ложь, добро-зло. Речь идет не о том, что ценности возвышены или низменны. Положительность и отрицательность определяются тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека или нет.
В современном понятии «духовности» приобрело статус одной из главных ценностей гуманитарного познания. Русский человек всегда стремился к идеалу, к идеальным духовным ценностям. И одной из важнейших из них для россиян всегда была «правда» и как синоним этого слова «честность». Традиция отношения правды к миру духовных ценностей восходит к понятиям и представлениям наших предков, весьма распространенным на Руси. Как отмечает историк А.И. Клебанов, «В обиходе общественного сознания всего феодального периода «Правда» служила эквивалентом к нашему понятию «идеал». «Правдой называлось верховная регулятивная идея для всех форм и проявлений общественной жизни, всей жизнедеятельности людей».
Честность- качество, свойство человека поступать добропорядочно. Добросовестно, правдиво.
Правда (честность) всегда принадлежала к миру идеальных, духовных ценностей русского народа. И в наше время «правда» как элемент духовного облика россиянина имеет моральные и интеллектуальные свойства идеала.
Потребность в правде, стремление к ней основаны на единстве мнения с верой, осознаваемого, индивидуально – личностных особенностей человека и его восприятия себя как частицы мироздания. Вследствие этого, целеустремленно старались «жить по правде», субъект не только «строит», творчески преобразует себя. Но и постепенно поднимается по лестнице духовного развития.
Если говорить о честности, как о моральном качестве, отражающем в себе одно из важнейших требований нравственности, необходимо отметить, что она (честность) подразумевает в себе правдивость, принципиальность, справедливость.
Важно, что современный мир невозможно представить без существования законов, а в России до сих пор живет убеждение, что правда может быть равно ценным знаменателем законов. Одним из выразителей этой точки зрения является А.И. Солженицын. Он пишет: «Коли бы все жили по правде (т.Е. честно) – и законов не надо». А.Н. Бердяев на примере одного сословия людей доходчиво объяснил причины отрицания житейской ценности–правды. Он писал: «С русской интеллигенцией в силу ее положения, случилось вот какого рода несчастье: любовь к истине, почти, что уничтожила интерес к истине».
Значит, можно сказать, что стремление поступать честно и правдиво не всегда верно? А ведь честность подразумевает и верность принятым обязательствам, субъективная убежденность в правоте производимого дела.
Как редко в современном мире мы встречаемся с таким человеческим понятием как честность.
Современный российский политический мир полностью поставил под вопрос это понятие.
Как часто мы слышим громкие и убедительные речи с экранов телевизоров. Политики, следуя высшим моральным качествам, обещают сделать все для избирателей, лишь бы только попасть на политическую арену. Они чуть ли не клянутся блюсти принятые обязательства, уверяют нас в правоте производимого дела, стараются быть искренними в отношении тех мотивов, которыми они руководствуются.
Но как только лжезаступники народа попадают в грязное жерло политики, вся честность улетучивается. Наверное, они следуют точке зрения Н.Маклавелли. Он писал: «Итак, разумный правитель не может и не должен быть верным данному слову, когда такая честность обращается против него и не существует больше причин, побудивших его дать обещание. Если бы люди были все хороши, такое правило было бы дурно. Но так как они злы и не станут держать слово, данное тебе, то и тебе нечего блюсти слово, никогда не будет у князя недостатка в законных причинах, чтобы спросить на решение обещания».
Честность-это еще и признание, и соблюдение прав других людей на то. Что им законно принадлежит. Жизнь это самое ценное, что есть у человека. А как часто простые люди лишаются ее безо всяких на то причин. Нет у нашего государства честного отношения к своим гражданам. Нет защиты человека.
Не редко мы встречаемся с таким фактом, как рабство. Люди лишают других таких же людей свободы. Где честность по отношению друг к другу?
Честность в широком смысле слова это правдивость. Говорить правду нас учат с рождения, родители ведут целую «войну» с детьми за стремление всегда слышать правду. Но, к сожалению, во взрослой жизни правдивость, честность не всегда нужна. Обратите внимание на очевидный факт: у нас весьма распространено убеждение, в том числе, для того чтобы выглядеть более правдоподобной, правда, должна быть слегка разбавлена ложью. Это отражено как в пословицах («Кто не соврет, тот и правды никогда не скажет»), так и в художественной литературе. Вот, например, как говорит об этом Ф.М. Достоевский: «Желание соврать, с целью осчастливить своего ближнего, ты встретишь даже и в самом порядочном нашем обществе, ибо все мы страдаем этою невоздержанностью, сердец наших. Только у нас в другом роде рассказы; что у нас об одной Америке рассказывают, так это – страсть, и государственные даже люди! Я сам, признаюсь, принадлежу к этому непорядочному типу и всю жизнь страдал от этого… Друг мой, дай всегда немного соврать человеку – это невинно. Даже много дай соврать. Во-первых, это покажет твою деликатность, а во-вторых, за это тебе тоже дадут соврать – две огромных выгоды – разом. Que diable! Надобно любить своего ближнего»
Ложь сознательное искажение действительности, уклонение от истины в неблаговидных целях. В устойчивых формах, в которых ложь является систематической тенденцией, она выступает как черта характера (лживость).
Ложь — в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Для нас имеет значение? О лжи необходимой, то есть о том, что позволительно делать сознательно негласные с фактической действительностью заявления, в крайних случаях нравственность для спасения чьей-нибудь жизни. Так в медицинской практике есть ситуации, когда больному необходимо сообщить неблагоприятный диагноз.
Большинство врачей склоняются к мысли о том, что «ложь во спасение» будет лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Интересно, что женщины возводят честность в более высокий ранг субъективной иерархии ценностей, чем мужчины. Однако если они лгут, в отличие от мужчин, предпочитают не инструментальную ложь, а не добродетельную «ложь во спасение». Нельзя не согласится с мнением Ф.М.Достоевского, именно с женщинами связывавшего надежды на нравственное возрождение России: « В нашей женщине все более и более замечается искренность. Настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва. Женщина меньше лжет, многие даже совсем не лгут, а мужчин почти нет, не лгущих,- я говорю про теперешний момент нашего общества».
Несмотря на то, что с момента, который он упоминает, прошло уже более 125 лет, я полностью присоединяюсь к мнению великого писателя.
Ложь проявляется в конкретных ситуациях общения людей, и потому ее причины обусловлены как социально-экономическими факторами, так и индивидуально-психологическими. Ложь представляет собой социокультурный феномен, типичный для российского самосознания и вместе с тем неразрывно связанный с особенностями личности врунов. Психологическая структура лжи основана на сочетании трех семантических антиподов правды: утверждение говорящего не соответствует фактам, он не верит в истинность произносимого и собирается обмануть партнера. Настоящее типичное вранье ведется так бестолково, что, сколько не изучай его, никогда не будешь знать основательно, как и кем именно оно производится. Врут самые маленькие девочки, лет пяти, врут двенадцатилетние кадеты, врут пожилые дамы, врут статские советники, и все одинаково беспричинно, бесцельно и бессмысленно. Но, как бы неудачно ни было их вранье, можно всегда констатировать необычайно приподнятое и как бы вдохновенное выражение их лиц во время врального процесса.
Ложь – не дезинформационный момент, а коммуникативный: это один из способов установить хорошие отношения с партнером, доставить своей выдумкой удовольствие себе и ему. Это не столько средство преднамеренно искаженного отражения действительности, сколько способ установления контакта и сближения людей. Социальная допустимость вранья и даже его нормативная заданность отражены в русских пословицах: «Не любо не слушай, а врать не мешай!»; «Врать не устать, было б кому слушать»; «Не хочешь слушать, как люди врут,-ври сам!»
Вранье не рассчитано на то, что ему поверят, в этом акте отсутствует намерение обмануть слушателя. Рассказывая небылицы, человек и не рассчитывает на то, что кто-то в них поверит. Иначе говоря, он не надеется обмануть партнера.
В русской культуре ложь имеет характер конвенционального соглашения о принятии к сведению сообщения партнера (в тех случаях, когда правда нежелательна для одного или всех собеседников).
Ложь не предполагает унижения слушателя и получения за его счет какой-то личной выгоды. Классическая ложь характеризуется тем, что враль получает нескрываемое удовольствие, наслаждение от самого процесса изложения небылиц. Вместе с тем во лжи всегда есть некоторый элемент самолюбования и самовозвеличивания: лживый человек хочет хотя бы на время стать объектом всеобщего внимания, почувствовать себя более значимым, ценным в глазах окружающих. Главное чего хочет лжец,- восторженного внимания публики. Жизнь отражается в искусстве, и потому в русской литературе в изобилии представлены вдохновенные вруны, убедительные примеры можно найти в серии очерков А.Ф.Писемского «Русские лгуны». Подобными «талантами» российская земля, видимо, не оскудеет никогда. По моему мнению, сегодня на российском политическом небосклоне к ним, бесспорно, относитсяВ.В.Жириновский.
Нередко ложь нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими. Стремление человека защитить свой внутренний мир от «несанкционированного вторжения», нежелание обнажать душу перед окружающими из боязни насмешек или проявления снисходительного отношения – достаточно серьезный повод для лжи. Одним из проявлений лжи можно считать защитную манипуляцию другими в межличностном общении. Защитная манипуляция представляет собой совокупность не выражаемых вслух, скрытых способов воздействия на собеседников, направленных на предупреждение таких возможных их слов и действий, которые потребуют от субъекта актуализации защитных механизмов личности.
Дело в том, что необходимость и желание человека соврать определяется не только социальными причинами, побуждающими его прибегать к манипуляции, но и личностными особенностями вруна.