Технологический прогресс связан с биологией (гибридные семена), лучшим использованием водных ресурсов (ирригация) и химией (удобрения, пестициды, инсектициды и т.п.). Но и здесь не обходится без проблем. Это направление способствует повышению плодородия земли, но лишь косвенно оказывает воздействие на производительность труда. Главные достижения научного прогресса в современном сельском хозяйстве — качественные семена, новые методы орошения и севооборота, все большее применение удобрений, пестицидов и гербицидов, успехи в ветеринарии, усовершенствование методов откормки скота — могут использоваться всеми видами хозяйств, так как они в принципе нейтральны по отношению к их масштабам, не требуют значительных затрат и применения сложной техники. Поэтому второе направление прогресса наиболее подходит к условиям тропических и субтропических регионов: использование их огромного потенциала может способствовать росту сельскохозяйственного производ-ства во многих странах Третьего мира.
Институциональная и ценовая политика: формирование экономических стимулов.
Хотя новые «чудо семена» пшеницы, кукурузы и риса, совершенные методы ирригации и химические продукты — все, что можно назвать «зеленой революцией», — нейтральны к масштабам хозяйства и открывают возможности прогресса для мелких фермеров, социальные институты и экономическая политика государства, в рамках которых происходит их освоение, к несчастью, часто не остаются нейтральными32. Более того, нередко они лишь обслуживают потребности богатых землевладельцев и служат удовлетворению их корыстных интересов. Применение гибридных семян связано с необходимостью дополнительных затрат на орошение, удобрение и инсектициды и с возможностью получения кредита и других услуг.
Если эти затраты и услуги по карману лишь кучке крупных землевладельцев, то следствием «зеленой революции» может стать (так оно и произошло в ряде регионов Южной Азии и в Мексике) дальнейшее обнищание крестьянских масс. Крупные землевладельцы, используя возможности непропорционально большого доступа к ресурсам и услугам, получают преимущества в конкурентной борьбе с мелкими собственниками и в конечном счете вытесняют их с рынка. Крупный землевладелец получает кредит под низкие проценты от государства, а мелкий фермер вынужден обращаться к ростовщику. Неизбежным результатом становятся расширяющаяся пропасть между богатыми и бедными, концентрация земли в руках у немногих, так называемых передовых фермеров. В подобных условиях обладающие огромным позитивным потенциалом в борьбе с бедностью и в повышении эффективности сельского хозяйства нововведения могут превратиться в тормоз развития, если государственная политика и социальные институты устраняют мелких фермеров от активного участия в структурных преобразованиях33.
Другая жизненно важная область, требующая радикального изменения государственной политики, — ценообразование на сельскохозяйственную продукцию, особенно на продовольственное зерно и другие основные культуры, реализуемые на местных рынках. Правительства многих стран, сосредоточившись на политике быстрой индустриализации и развития городов, удерживают эти цены на низком уровне, пытаясь обеспечить городское население дешевым продовольствием. Фермеры вынуждены отдавать свою продукцию по ценам ниже мировых и внутренних рыночных. Соотношение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары (внутренние условия торговли) складывается в пользу первых, в ущерб фермерам. Низкие цены (в отдельных случаях не покрывающие производственных затрат) лишают фермеров стимулов к росту производства и вложению средств в технику с целью повышения урожайности. В результате спрос на продовольствие хронически превышает предложение, и многие страны Третьего мира, особенно расположенные южнее Сахары, которые раньше удовлетворяли свои потребности за счет внутреннего производства, вынуждены прибегать к импорту. Это легло дополнительным бременем на их платежные балансы, внесло вклад в обострение валютного и долгового кризиса 80-х годов (см. гл. 13 и 14, где анализируются проблемы международной торговли и внешней задолженности).
Поэтому экономисты утверждают, что правительствам стран Третьего мира для увеличения сельскохозяйственного производства в ходе «зеленой революции» недостаточно осуществить институциональные преобразования и открыть доступ производителей к кредиту; необходимо также создать стимулы для мелких и средних фермеров с помощью ценовой политики, отражающей реальные условия на местных рынках. Часто это означает меньшее вмешательство правительства (особенно в Африке) в форме государственных аграрных советов, монополизирующих закупки и распределение продукции фермеров и устанавливающих цены производителя, как правило, ниже уровня цен мировых рынков35.
Условия комплексного развития аграрного сектора
На основе изложенного выше можно сформулировать три условия, необходимых для реализации ориентированной на человека стратегии развития сельского хозяйства и комплексного развития деревни36.
Земельная реформа
Предложение 1. Структура хозяйств и система аренды земли должны быть реорганизованы, чтобы обеспечить рост производства продовольствия и распространение достижений прогресса на массы сельского населения.
Подобное развитие возможно только при условии объединения усилий государства и всех фермеров, а не только крупных землевладельцев. Первым шагом в этом направлении должна стать гарантия прав фермера на арендованный участок (это особенно актуально в Азии и Латинской Америке). Мелкий фермер буквально срастается со своим участком, из него черпает чувства самоуважения и защиты от внешних угроз. Потеря фермером своего клочка земли в результате сгона или постепенного обнищания из-за непомерных долгов подрывает его материальное положение и, что еще более важно, уверенность в себе, лишает стимулов к улучшению положения своей семьи.
Исходя из этих гуманных соображений, а также из задач роста сельскохозяйственного производства, повышения его эффективности и укрепления равноправия, земельная реформа рассматривается в качестве первого условия аграрного развития во многих странах Третьего мира. В большинстве из них крайне несправедливое распределение земли является главной причиной огромных различий в доходах и богатстве сельского населения. Оно определяет характер всех процессов в аграрном секторе, оставляя крестьянину мало шансов на улучшение своего положения.
Земельная реформа включает такие меры, как перераспределение прав владения или пользования землей от крупных землевладельцев в пользу безземельных или имеющих крошечные наделы крестьян. Формы перераспределения различны. В Японии, Южной Корее и на Тайване земля передается обрабатывающим ее арендаторам, и они создают семейные фермы; на Кубе в ходе реформы организовывались кооперативы, в Перу — госхозы; в Мексике, земли крупных хозяйств передавались мелким фермерам; в Кении на базе крупных землевладений организовывались новые поселения. Все эти процессы считаются земельными реформами, так как их главная задача состояла в передаче во владение или распоряжение земли тем, кто ее фактически обрабатывает.
Экономисты и специалисты в области развития едины в вопросе о необходимости земельной реформы. Мюрдаль считает, что земельная реформа — решающее условие развития сельского хозяйства в Азии. Экономическая Комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА) неоднократно указывала на необходимость земельной реформы как важнейшего условия комплексного развития сельского хозяйства. ФАО в своем докладе приходит к выводу, что во многих странах Третьего мира развитие невозможно без проведения земельной реформы. В докладе говорится, что потребность в такой реформе сейчас даже намного больше, чем в прошлом, так как: 1) проблемы неравенства и безработицы в сельской местности обострились, 2) быстрый рост населения угрожает дальнейшим нарастанием неравенства и 3) крупные и влиятельные землевладельцы пожинают плоды «зеленой революции», укрепляя свои позиции, богатство и способность противостоять нежелательным переменам. Наконец, имеются многочисленные свидетельства того, что перераспределение земли не только обеспечивает рост занятости и доходов в сельской местности, но и повышает объемы производства и эффективность использования ресурсов.
Законодательное закрепление и последовательная реализация земельной реформы создают основу для роста сельскохозяйственного производства и повышения уровня жизни крестьян. К сожалению, многие реформы постигла неудача, так как правительства (особенно в Латинской Америке) уступили давлению мощных объединений крупных землевладельцев37. Однако даже справедливая земельная реформа еще не является гарантией успешного комплексного развития аграрного сектора.
Политика поддержки реформ
Развитие мелкого фермерства не принесет желаемых результатов, если государство не создаст системы его поддержки, стимулирующей рост производства и эффективности, расширяющей экономические возможности производителей и их доступ к ресурсам. Земельные реформы необходимы во многих регионах Азии и Латинской Америки, но они могут оказаться малоэффективными и даже препятствовать развитию, если не будут проведены соответствующие преобразования регулирующих производство институтов (банки, ростовщики, поставщики семян и удобрений), системы государственного обслуживания и помощи сельскому хозяйству (технические услуги, обучение фермеров, государственные кредитные учреждения, складские хозяйства, рыночная инфраструктура, дорожная сеть, в том числе подъездные дороги к хозяйствам), государственной системы ценообразования как на ресурсы (устранение деформации цен на производственные факторы), так и на закупаемую продукцию у фермеров (оплата по рыночным ценам). Даже в регионах, где земельная реформа не является насущной необходимостью (вся Африка и значительная часть Юго-Восточной Азии), всеохватывающая система поддержки сельского хозяйства и правильная ценовая политика государства в отношении ресурсов и произведенной продукции являются обязательной предпосылкой повышения эффективности производства и доходов фермеров, прогресса в аграрном секторе.
Цели комплексного развития
Комплексное развитие деревни в решающей степени зависит от прогресса мелкого фермерского хозяйства, но его содержание далеко не исчерпывается данным процессом. Оно включает: а) увеличение доходов не только фермеров, но и всего сельского населения путем роста занятости, развития предприятий по переработке сельхозпродукции и ремесел, расширение сети образования, медицинского обслуживания, улучшение питания и жилищных условий, предоставление других услуг; б) сокращение неравенства экономических возможностей и доходов между сельскими жителями и между ними и городским населением; в) способность аграрного сектора устойчиво поддерживать и ускорять темпы прогрессивных преобразований.
Это предложение не нуждается в комментариях. Остается лишь добавить, что его реализация имеет исключительно важное значение для развития, так как большинство населения стран Третьего мира живет в сельской местности, а тяжелейшие проблемы городской безработицы и перенаселенности не могут быть решены без улучшения условий жизни в деревне. Если удастся установить разумный баланс между экономическими возможностями города и деревни, создать условия для активного участия масс в процессе развития и в распределении его результатов, страны Третьего мира сделают гигантский шаг на пути подлинного развития.