ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯ

В эпоху бурного развития научно-технического прогресса, NANA и других высоких технологий, сверх доступности и перенасыщенности всевозможных информационных баз и многих других сфер преобразований ХХI века, в глобальном масштабе затронуты почти все сферы современной человеческой деятельности. Тем самым, они стали как бы своеобразной движущей силой и важным социально-психологическим механизмом, который отражается, влияет и управляет всесторонним развитием и формированием, не только подрастающего поколения, но и всего человеческого общества в целом. В этой связи нам представляется, что в какой-то мере следует обратить всеобщее внимание на качество подготовки будущих правоведов и юристов в высших учебных заведениях Республики Казахстан.

В современной высшей школе, а также в других направлениях учебных заведениях по разному трактуют, определяют и понимают важность самостоятельной деятельности студентов, тем более, что будущая специальность правоведа или юриста требует к себе особого, не то, что внимания, а признания, соблюдения и овладения всеми высокими гражданскими, нравственно-правовыми и общечеловеческими качествами всех норм в мировом масштабе.

Основной и самый сложнейший вопрос в подготовке будущих правоведов и юристов, т.е. законодателей, людей которые должны и обязаны через все государственные и международные правовые нормы и их функционально-структурные механизмы внутри своего государства и за ее пределами. Тем самым уважать, соблюдать, повышать и управлять всей культурой правового сознания, не только отдельно взятого индивида – гражданина, но и всего человеческого общества в целом.

Вот, что пишет доктор педагогических наук, профессор П. И. Пидкасистый, который рассматривает самостоятельную работу как «важнейшее средство организации и выполнения студентами определенной деятельности»[1]. Такое простое, но тем не менее, объективное педагогическое определение и понимание, позволяет разделить процесс самостоятельной деятельности студентов на аудиторную и вне аудиторную.

Мы знаем, что во время аудиторных занятий, студенты слушают и вникают в содержание лекций либо активно участвуют на семинарских и практических (лабораторных) занятиях. Что касается практических занятий, включая и семинарские по специализации правоведение и юриспруденция, то они имеют свои сугубо специфические особенности. Эти специфические особенности заключаются в том, что практические и семинарские занятия желательно должны проводиться в специально оборудованных и приближенных к реальным, действительным и профессиональным психолого-педагогическим условиям аудиториям. Так например, дисциплина криминалистика может быть качественной и профессионально доступной — только в специальных и соответствующих лабораторным условиям аудиториях. Эти аудитории-лаборатории должны быть оформлены и оснащены самыми современными наглядными учебными пособиями и принадлежностями, аппаратами, приборами и многими другими исследовательскими приборами и т.д. Все это позволит успешному выполнению, распознанию, выявлению, обоснованию и качественному усвоению и вместе с тем приобретению первоначальных практических (профессиональных) навыков. В таком понимании, самостоятельная деятельность правоведов и юристов может проявляться наиболее быстрее и естественнее, если предоставить больше самостоятельности самим, что в свою очередь позволит проявлению творческой активности даже менее пассивных студентов.

Совершенно другого плана и нравственно-психологического и педагогического содержания и сложным, особенным в практическом аспекте, является дисциплина «Судебный процесс», который должен проводится в специально оборудованном (один в один) для судебного процесса аудитории.

Для проведения занятия «Судебный процесс», требуется специальная и особая коллективная, а также индивидуальная (и самостоятельная) подготовка, где каждый из участников должен хорошо знать и ориентироваться в исполнении своей «роли» (судья, члены судебной коллегии, адвокат, обвинитель, подсудимый, стражи правопорядка и т.д.). Успех проведения данного практического занятия, во многом зависит от подготовленности студентов правоведов и юристов, их психолого-педагогического и профессионального настроя, взаимопонимания всего коллектива, в том числе педагога-руководителя, консультантов и т.д. Основным стержнем и движущим весь этот практический процесс является: во-первых, педагогическое мастерство педагога и второе, это создание и постоянное присутствие (во время этого занятия) творческой профессионально-психологической атмосферы в целом.

Нельзя не заострить внимание на одном из важных психолого-педагогических и сугубо профессиональных особенностях будущих правоведов, юристов, криминалистов, следователей, адвокатов и т.д. это — профессиональное ораторское искусство (мастерство), логика и культура речи (речь прокурора, судьи, адвоката, следователя и т.д.) во время судебного процесса, допроса, следствия, просто общения и т.д. и т.п.

Несколько слов о внешнем виде студента в «стенах» высшего учебного заведения, особенно это касается правоведов и юристов. В истории этики и эстетики (профессиональной) написано не мало прекрасных книг в которых заостряют постоянное внимание на «профессиональный» внешний вид, например: военного, летчика, врача, артиста, спортсмена и т.д., а также и нашего будущего правоведа. Конечно, чтобы внешний вид (кроме лабораторных занятий по криминалистике, когда следует одевать защитный белый халат и очки, перчатки и т.д.) соответствовал его профессиональному выбору, т.е., интеллигентности.

В аудиторных и практических занятиях студенты должны делать определенные записи, т.е. конспектировать или просто отмечать какие-либо особые моменты изучаемого учебного материала, активно участвовать в дискуссиях или обсуждениях тех или иных проблем и вопросов, но под руководством преподавателя.

Следует отметить, что внеаудиторная деятельность студентов меньше регламентирована нежели аудиторная, вследствие чего организация, управление и самоконтроль, в основном связаны с рядом определенных индивидуальных нравственно-психологических особенностей. Эти психолого-педагогические особенности могут проявляться в виде отсутствия желания и терпения студента. Поэтому, с первых дней организации своей самостоятельной деятельности, студенту следует осознанно и тщательно подготовиться, т.е. определить конкретные планы и задачи, продумать и наметить определенный объем основной работы, а затем, уделить внимание на второстепенные вопросы.

Конечно, в начале организации самостоятельной работы, могут возникнуть некоторые ощущения психологической несовместимости, т. е. не понятная психологическая «тяжесть», отвлеченность и т. д. Но, со временем в процессе систематической самостоятельной деятельности, эти психологические ощущения непривычности, перейдут в разряд необходимых потребностей, своеобразную систему и положительную привычку творческой деятельности. Поэтому, все внимание студента должно быть направлено на организацию вне аудиторную самостоятельную деятельность, хотя ряд вопросов, разумеется, являются общими для всех видов и форм понятий самой самостоятельности.

Вот, что пишет основоположник и автор «Великой дидактики» Я. А. Коменский: «…альфой и омегой нашей дидактики да будет изысканное открытие способа, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше учились…»[2]. В этих педагогических понятиях, самостоятельная деятельность студентов, рассматривается как целенаправленное и нравственное желание и потребность, которые являются и выступают важнейшими, если не единственными и главными элементами. Весь вопрос заключается в том, что они уже будут являться осознанной индивидуально-психологической движущей силой, всего этого творческого механизма, как особого психолого-педагогического звена и способа в постепенном развитии и формировании начала творческой организации самоподготовки. Все эти взаимосвязанные психолого-педагогические и нравственно-психологические составляющие, в конечном счете направлены на самостоятельное познание, приобретение новых, качественных научно-познавательных и образовательно-профессиональных знаний.

Видимо следует напомнить, что для того, чтобы привлечь и заострить внимание наших студентов на то, что помимо учебников и специальной литературы, которые рекомендуют педагог, следует самостоятельно изучать ту или иную тему, по другим современным вспомогательным информационным источникам.

В процессе самостоятельного изучения нового учебного материала, студент, так или иначе будет соприкасаться и сталкиваться с совершенно новыми и удивительными для себя открытиями, которые впервые самостоятельно узнал из дополнительного (вспомогательного) источника, что до этого времени не были известные ему. Такое событие, несомненно, принесет студенту не объяснимую и большую радость, а также особую нравственно-психологическую удовлетворенность, в открытии и познании для себя нового научно-обоснованного материала, который является в какой-то степени уже плодом самостоятельного труда.

Известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал: «…чтобы научить плавать, надо ступить в воду». Это философское и психолого-педагогическое понятие, можно наблюдать в организации, развитии и формировании самостоятельной деятельности студентов, как важнейшей нравственно-психологической и педагогической составляющей.

Мы считаем, что правы те, кто утверждает, что самостоятельной работе или как говорят, выполнению домашнего задания, очень трудно научить или заставить, скорее всего – это даже не возможно. Поэтому многие считают, что самостоятельной деятельности можно привлечь и постепенно научить. Весь вопрос заключается в том, что студент понимает и осознает о необходимости и личностном долге в выполнении домашнего задания. Но тем не менее, мы должны учитывать и помнить, что в каждом индивиде (студенте) присутствуют и в какой то мере, проявляются те или иные положительные или отрицательные психологические особенности и свойства личностного характера как: желание, не желание, усталость и т.д., которые мешают самоорганизации в самостоятельной работе.

Плодотворная самостоятельная деятельность, несомненно, скажется в настроении и удовлетворенности студента в новых познаниях, которые дадут не только практический успех, но и внутреннее удовлетворение, особенно как: в участии на семинарских занятиях, дискуссиях или просто в общении с собеседником в научно-познавательном плане, т. к. это результат и плоды самостоятельной деятельности.

И так, самостоятельная работа как один частей домашнего задания включает в себя, как проработку и более глубокое изучение прослушанных лекций, семинарских и других практических занятий, в дополнительном поиске новых информационных материалов для более ка- чественной подготовки к предстоящим занятиям.

Говоря о психолого-педагогических особенностях самостоятельной деятельности студентов, мы должны сделать акцент на том, что она является одной из важнейших элементов и составных частей нравственно-личностного творчества самоорганизации и самореализации как в общем, так и в индивидуальном научно-познавательном плане в целом. Так как, научно-практическое соприкосновение с новыми и ранее менее интересными учебными материалами, позволяет и способствует приобретению и накоплению студентами, более совершенных и интересных научно-обоснованных профессиональных знаний, навыков и опыта.

Поэтому, все необходимые и положительные свойства и качества самостоятельной деятельности проявляются, только благодаря особым индивидуально-волевым и нравственно-психологическим особенностям, свойствам и качествам личности правоведа и юриста.

В процессе самостоятельной деятельности, у студента-правоведа постепенно закладываются удивительные и раннее не наблюдавшиеся в его характере и поведенческой культуре особые черты, т.е. не объяснимые потребности в познании. Плюс к этому, обязательно появятся особые черты ответственности к обязательному выполнению своего личностного (студенчеческого) долга, в котором уже присутствует творческий подход.

Вот, что пишет в своей книге «Психология творчества», доктор педагогических наук, профессор В. С. Кузин «…с первых минут своей осознанной самостоятельной деятельности у учащихся закладываются особые и только положительные нравственно-психологические чувства, особые качества и свойства человечности, гражданственности и интелигентности как в характере, так и в их поведении»[3].

Индивидуальные нравственно-психологические особенности позволяют формированию, не только потребности в постоянном познании чего-то нового, но и развитию профессионально-творческого, научно-познавательного и творческого мышления.

Научно-познавательное творческое мышление правоведа и юриста способствует и позволяет ощутить особую внутреннюю удовлетворенность в постоянном поиске все новых и новых знаний. Поэтому такую самостоятельность, которая постепенно переходит в творческую деятельность, можно выработать и воспитать, только в процессе организации целена- правленного обучения и образования как в системе высших учебных заведений.

Развитие и формирование самостоятельной научно-познавательной и практической деятельности наших студентов, должно быть осознанно и как продукт «желания» и нравственно-психологический направленно на понимания ими, приобретения прочных научно-профессиональных знаний, навыков и опыта. В данном направлении, нам подсказывает накопленный исторический педагогический опыт высших учебных заведений, еще и еще раз подтверждает тот факт, что далеко не все студенты серьезно и осознанно подходят, не только к пониманию, но и к серьезности вопроса организации своей самостоятельной деятельности.

Будем предельно откровенны в том, что в этом далеко не простом, нравственном и психолого-педагогическом вопросе систематической подготовки и организации самостоятельной работы студентов, есть свои определенные и даже серьезные недостатки. Они заключаются в том, что многие преподаватели, не всегда могут активно привлечь студентов к проявлению своего желания, не говоря о творческом и познавательном интересе к изучаемым предметам. В связи с этим, видимо, следует со всей серьезностью подойти и обратить внимание, на немаловажные и весьма сложные внутренние нравственно-психологические факторы, которые способствуют появлению и тем самым накоплению, не желательного и отрицательного интереса и желания студентов к самостоятельной деятельности в целом.

К ним можно отнести следующие факторы как:

— бытовые условия, т.е. не соответствующие эстетическим, санитарным и другим нормам лекционных аудиторий, спортивных и читальных залов и т.д;

— слабая учебно-организационная и воспитательная работа;

— не достаточное количество специальной литературы и методических пособий;

— не соответствующее современным требованиям специальных лабораторий (по криминалистике и судебному процессу), вычислительной, компьютерной техники и т.д;

— не достаточное количество мест в читальных залах библиотек;

— не сформированность или отсутствия у части студентов соответствующих желаний, навыков, опыта и силы воли в организации самостоятельной работы:

— перегруженность в расписаниях аудиторных или практических занятий и т.д., т.е. не равномерное распределение этих занятий по дням недели.

Все эти выше перечисленные недостатки обязательно будут влиять, препятствовать и психологический отражаться на желании студента в организации самостоятельной деятельности.

Но тем не менее, опыт в ВУЗ-ой жизни свидетельствует о существовании, еще одной простой и не маловажной закономерности, которая заключается в том, что нередко, а зачастую, многие библиотеки и читальные залы пустуют на протяжении всего семестра и как правило, конечно переполнены накануне, как таково: только во время сдачи зачетов и экзаменов.

Весь вопрос заключается в том, что внешне студенты будто бы соглашаются и признают все правила, этические и правовые нормы, положения и другие уставные требования высших учебных заведений. Но на самом деле, т.е. на практике, они и мы сталкиваемся со многими нравственно-психологическими и педагогическими противоречиями, которые и препятствуют нормальной организации самостоятельной деятельности. Тем более, что у каждого из студентов есть и часто проявляются свои индивидуальные особенности, даже неожиданное, самолюбивое и уверенное собственное «Я». Оно является немаловажным фактором, во многих нравственно-психологических и педагогических понятиях и их отношениях, что необходимо учитывать и с чем следует обязательно считаться.

Видимо следует отметить, что понятие организации самостоятельной деятельности студента, следует рассматривать как важнейшее и ответственное звено всего образовательного процесса, которое позволяет и способствует приобретению прочных и качественных профессиональных юридических знаний и умений. Они могут проявиться только в индивидуальном и высоко-соизмеримом понятии слова как — т а л а н т, который может проявиться только лишь благодаря содержанию особых творческих данных и личностных способностей личности студента. Эти данные и способности могут проявиться в совершенно неожиданных и скрытых внутренних качественных формах, как особая функция и потребность личностного характера, с признаками совершенно особых познаниях нового и интересного. Вместе с тем, в них могут быть присутствовать, особые признаки удовлетворения своих сопутствующих творческих жизненных интересов. В этом плане, мы считаем, что целесообразно, дать понять талантливому студенту о его предрасположенности к «большим» знаниям, о особых познаниях и ни в коем случае не перехвалить, т.к. совершенно не известно как сложатся дальнейшие у него нравственно-психологические понятия всего этого и обстоятельства в целом. Поэтому, педагогическим долгом является: своевременно раскрыть, порекомендовать и направить студента в интересуемое русло, его научно-познавательных интересов и т.д.

Как и каким образом можно помочь нашему студенту в творческой организации своей самостоятельной деятельности, которая является одним из важнейших элементов и главнейших задач современной высшей школы, т.е. в повышении качественной подготовки квалифицированных правоведов и юристов. В этой связи видимо, настало время, что во всей системе высшего образования, серьезно обратить внимание на противовес массовому и «валовому» обучению. Поэтому, настало время решительного перехода к разрешению вопроса по усилению и внедрению дифференцированного подхода в обучении, что несомненно, весьма положительно отразится на развитии и формировании индивидуально творческих способностях будущих специалистов. Такой аргументированный подход, в решении выше затронутых нами вопросов, позволит всемерно качественно формировать как индивидуальные, так и общие нравственно-творческие потребности наших студентов в целом.

Для достижения всех научно-эффективных, конкурентно-способных и отвечающим всем требованиям нашего времени, новых педагогических технологий, необходимо разработать соответствующие механизмы по всей системе науки, образования и обучения.

Говоря об организации самостоятельной работы студентов, прежде всего мы должны иметь в виду, что этот психолого-педагогический и творческий процесс является своеобразным и кропотливым трудом, который не так прост и не каждому по нраву.

Пользуясь случаем, мы рекомендуем обратить наше внимание, на прекрасно сказанные слова относительно труда, замечательным русским композитором П. И. Чайковским, который оставил в своем дневнике: «…чтобы стать хорошим музыкантом, требуется 99 процентов ежедневного и осознанного упорного труда и всего лишь 1 процент таланта…», гениально!

В современной ВУЗ-ой практике можно заметить, что так называемым навыкам и прочим психолого-педагогическим составляющим самостоятельной деятельности студентов, зачастую мешают излишние, совершенно не нужные и не запланированные общественные мероприятия. Они как правило, чаще всего организовываются до или после основных занятий, и в большинстве случаев в ущерб качеству занятий и времени студентов. И тем самым, эти мероприятия дезорганизовывают и нарушают, не только учебно-воспитательный процесс, но и все последующие планы как студентов так и педагогов. По этой причине, своевременный учет и ликвидация в практике высших учебных заведений, излишних и совершенно не нужных мероприятий, несомненно, позволят более качественной организации и содержании всего учебно-воспитательного процесса в целом. В этой связи, всегда важно учитывать и брать во внимание положительный опыт других высших учебных заведений, то есть, вовлечение студентов в более интересные и разнообразные методы и формы научно-познавательной деятельности. Например, заострения внимания на целесообразности чтения проблемных лекций, увеличения специальных курсов по выбору самих студентов, пересмотреть и увеличить количество семинарских часов, организовывать дополнительные консультации, тематические дискуссии, собеседования по углубленному изучению первоисточников и других профилирующих юридических дисциплин, обсуждение научных сообщений и докладов.

Самостоятельная работа студента правоведа и юриста может состоять из следующих пунктов:

— работа с учебниками и учебными пособиями;

— изучение первоисточников;

-изучение новых изменений в законах, правах и т.д.;

— подготовка к семинарским занятиям (конспектирование, реферирование, составление тезисов и т.д.);

— составление и постоянное обновление собственной картотеки по важным юридическим дисциплинам;

— проработка аудиторных лекций;

— самостоятельная работа в криминалистической лаборатории;

— решение задач и упражнений;

— подготовка докладов, научных тезисов;

— написание курсовых и дипломных работ;

— активная деятельность в области научно-исследовательских работ.

Все эти перечисленные пункты самостоятельной работы студентов, можно условно разделить на два типа как: на творческий и комбинированный. Творческий тип, когда студент уже знает с чего начинать и на что уделить больше внимания и время, а комбинированный направлен на выборочное и не обязательное соблюдение постоянного принципа самостоятельной деятельности.

Как показывают психолого-педагогические и другие рекомендательные источники, важно обратить внимание на то, что в настоящее время, отсутствует единая общепринятая классификация самостоятельных работ для студентов.

Некоторые педагоги высшей школы предлагают, что лучше всего для самостоятельной работы студентов правоведов и юристов выделить две взаимосвязанные подсистемы, т.е. систематическую и аккордную самостоятельную деятельность. При этом, под систематической работой понимается деятельность, которая распределяется по дням и не большими порциями, т.е. частями, а под аккордно-компактным, мы понимаем продолжительный по времени. Поэтому, разделение внеаудиторной самостоятельной работы студентов на систематическую и аккордную позволяет, достаточно и продуктивно отражать процесс планирования, организации и управления ею. Такое разделение самостоятельной деятельности целесообразно рассматривать в не разрывном единстве с комбинированными[4].

Следует согласиться и отметить, что во многих высших учебных заведениях, уже имеются свой определенный опыт и традиционные установки по самостоятельной работе студентов, но до определенного уровня, на базе которого возникает необходимость в аккордномтруде. Заметим, что последний (аккордный) требует к себе более серьёзного внимания как качественно-творческая структура, т.е. подготовки специальных выступлений по спецкурсам, докладам на научных студенческих конференциях и т.д.. Накопление этих навыков и научно-практического опыта, в процессе самостоятельной работы, продолжается до качественного обобщения новых изучаемых материалов, вплоть до их применения. В данном направлении, для целенаправленного и оптимального управления процессуальной стороной познавательной деятельности студентов, уже разработаны и имеются ряд рекомендательных педагогических карт, с учетом различных видов и форм самостоятельной работы, например, такой вариант, как:

1) процесс составления тезисов;

2) составление библиографических карточек по книгам и другим информационным источникам;

3) составление библиографических карточек по научным статьям, докладам и курсовым работам;4) составление важных выписок, изречений и т.д.;

5) работа с книгой;

6) чтение научной литературы;

7) конспектирование первоисточников;

8) работа с периодической печатью;

9) подготовка докладов, рефератов и других письменных работ;

10) выполнение дипломной работы и т.д.

Помимо выше указанных основных пунктов по самостоятельной работе, могут быть рекомендованы и другие педагогические разработки (карты), но в основном, все они вклю- чают и состоят почти из выше изложенных пунктов[5].

Следует сказать, что технолого-педагогические карты играют различную психолого-педагогическую роль в организации самостоятельной работы студентов. Например, слабо подготовленный студент, использует эти педагогические карты в качестве программной установки или просто как просто шпаргалку для своего успокоения. Тогда как для студента, который имеет определенный запас знаний и проявляет интерес к самостоятельной деятельности, технолого-педагогическая карта играет роль инструкции или памятки, с чего следует начинать свою самостоятельную работу.

Как показывают результаты многих научно-педагогических исследований, например при опросе, беседе и мнений студентов, качество организации самостоятельной работы, во многом зависит от систематического или аккордного процессов учебно-воспитательной деятельности в высшем учебном заведении.

В первую очередь, многое зависит от составления учебных расписаний занятий и не запланированных мероприятий как внутри, так и вне высшего учебного заведения. Так как, из лишняя занятость и загруженность студентов помимо учебного процесса, не должно быть отличным и не усложнять систему повседневной самостоятельной деятельности студентов. В связи с этим, при составлении расписаний занятий рекомендуется учитывать, так называемые более трудные, т.е. насыщенные, средние и легкие дни недели, то есть, комбинирования лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий[6].

Изучая и сравнивая деятельность высших учебных заведений различных стран мира, было бы полезно, обратить внимание и внедрить в практику высших учебных заведений, этот положительный педагогический опыт. При этом, следует обратить особое внимание и учесть все положительные и отрицательные факторы современного, стремительно развивающегося научно-технического прогресса, экономических, новых социальных преобразований и т.д. В этой связи, современное положение и роль всей образовательно-воспитательной системы, не только в нашей стране, но во всем мире, видимо, требует своевременного пересмотра и изменений – это требование времени.

Известно, что во многих высших учебных заведениях и колледжах Европы, США, Канады и других странах мира, имеются специальные должности академических консультантов. Дело в том, что увеличение объема часов консультационных занятий преподавателей, особенно профессоров и доцентов, рассматривается как важнейшая составная часть их педагогической нагрузки, которые должны входить в общее количество учебной нагрузки по плану педагогу. В этой связи, видимо следует, также обратить особое педагогическое внимание и более детально изучить данный опыт работы, по сравнению с тем, что известно в нашей педагогической практике. Но тем не менее, рекомендуется тщательным образом проанализировать и обобщить положительный опыт работы наших вузов, рекомендации профессоров, доцентов и ведущих преподавателей, а также отзывы и пожелания наших студентов, по регулированию методологической роли лекций в организации самостоятельной работы студентов:

1) развития гуманистических направленностей в деятельности современной высшей школы, в продолжении и усилении дружеских, доброжелательных и заботливых отношений профессоров, доцентов и преподавателей к личности студента;

2) активнее создавать внутренние и внешние условия для творческой самостоятельной деятельности, при которых студенты самым наилучшим образом будут осознавать необходидимость самообразования, основой которой является самостоятельная творческая деятельность;

3) что действующие учебные стандарты, планы и программы высших учебных заведений, все еще не достаточно соответствуют и не в полной мере способствуют проявлению активного интереса в организации творческой организацией самостоятельной деятельностью студентов;

4) расписания учебных дисциплин еще далеки от оптимального сокращения второстепенных дисциплин из числа основных, уменьшения объема аудиторных занятий по сравнению с установленным верхним пределом, что позволило бы более рационально планировать организацию самостоятельной деятельности студентов.

Учитывая эти немаловажные психолого-педагогические моменты, мы должны заметить, что вся сложность и не всегда легко разрешимым вопросом в создании, именно творческого психологического климата во всем процессе самостоятельной деятельности студентов, является восприятие и усвоение аудиторного программного материала, будь это лекция, практическое занятие и т.д. То есть, они должны отвечать всем современным научно-педагогическим проблемным требованиям высшей школы, что бы наши студенты постоянно чувствовали особое тепло и не завершенный заряд этих проблемных знаний. Вот этот, нравственно-психологический и педагогический домысел, который заключается в не завершенности и не дополученной учено-педагогической мысли и будет являться основной движущей силой и творческим зарядом во всем процессе самостоятельной деятельности студента технического прогресса[7].

На практике часто можно заметить, что студент уверен в том, что подготовлен к занятию, но через какое-то время проявляются, так называемые симптомы не вполне закрепленного пройденного на занятиях учебного материала. Он слабо и не уверенно ориентируется в конкретно поставленном ему вопросе или просто не знает пройденный материал. В этом плане, есть и имеются различные мнения ведущих специалистов-психологов и даже крупных ученых, которые ссылаются на перенасыщенность учебными занятиями и самих занятий все возможными информационными составляющими, без которых кажется, что не возможно, даже решение простейших задач, экономические и многие другие социальные проблемы, которые, конечно, усложняют и тем самым затрудняют нормальный жизненный процесс нашего студента. Но, мы не в праве и не можем перешагнуть или обойти, так называемый исторический педагогический принцип познания, усвоения, применения, передачи полученных, а также накопленных нами знаний и опыта. Поэтому, такие понятия как самообразование, самореализация и организация самостоятельной работы студентов, являются неразрывными, тесно взаимосвязанными и взаимно-обогащаемыми структурами единого научно-образовательного механизма, который является уникальной и необыкновенной движущей энергией научно-психологического процессапознания .