ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННОГО ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

 

Во все времена главным носителем культуры в армии являлся офицерский корпус. Российских офицеров отличала и отличает интенсивная духовная жизнь, стремление к знаниям, желание расширить круг культурных запросов. Все эти качества особенно важны для педагога военного вуза.

В трудах ученого-исследователя А. В. Барабанщикова педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры, которая проявляется в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Педагогическая культура – это интегративное качество личности, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования. [1, с. 338]

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить несколько направлений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры.

  1. Педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры (М. В. Богуславский, А. П. Валицкая, Е. Н. Шиянов).
  2. В индивидуально-личностном плане педагогическая культура – это проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения педагога (А. В. Барабанщиков, Т. Ф. Белоусова).
  3. В социально-педагогическом плане она предстает в качестве социального явления (В. М. Данильченко, И. Ф. Исаев).
  4. С точки зрения образовательных учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому качественному состоянию (Г. В. Звездунова, Е. Ю. Захарченко).

Обозначенные направления в своей совокупности создают полное представление о педагогической культуре и позволяют выделить некоторые общие позиции, касающиеся рассмотрения педагогической культуры военного педагога как одного из элементов его личностной сферы.

Среди ученых есть несколько точек зрения на содержание и структуру педагогической культуры педагога. Так, А. В. Барабанщиков и С. С. Муцынов считают, что к основным компонентам педагогической культуры преподавателя высшей школы относятся: педагогическая направленность (система специфических профессиональных отношений, взглядов и убеждений), психолого-педагогическая эрудиция, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств, высокое педагогическое мастерство и организованность в повседневной деятельности, умение продуктивно сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу, совокупность профессионально важных в педагогической деятельности личностных качеств педагога (одухотворенность, способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей, открытость, дружественность, готовность к совместной работе и др.), педагогически направленное общение и поведение, постоянная устремленность к самосовершенствованию и др. [1, с. 347]

Исследованиями установлено, что педагогическая культура – это комплексное качество личности педагога, объединяющее три компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент включает профессионально-педагогические знания, мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику. В процессе педагогической деятельности преподаватель овладевает идеями и концепциями, знаниями и умениями. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности.

Технологический компонент включает способы и приёмы педагогической деятельности преподавателя, его способность структурировать профессиональную деятельность и выстраивать её по определённому алгоритму, учитывая этапы целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции.

Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы и приёмы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования.

Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения педагогической культурой и её воплощение как творческого акта. Процесс присвоения педагогом выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их.

О каком бы компоненте педагогической культуры мы не говорили, в конечном счете, когда речь заходит о путях формирования тех или иных качеств преподавателя, любые рекомендации неизменно обращаются к самосовершенствованию его личности, к самовоспитанию и самообразованию. [3]

Поскольку процесс самообразования и самосовершенствования у специалиста любой сферы деятельности можно рассматривать как один из важных элементов формирования культуры, то от преподавателя высшей школы, строящего обучающий диалог, требуется высокая степень развитости определенных приемов организации учебного процесса и ряд необходимых навыков индивидуализации в рамках педагогической культуры. [2, с. 29].

Являясь важным каналом передачи богатого опыта поколений, педагогическая культура обладает и нормативными, и мобилизующими чертами. Педагогическая культура – это не просто педагогическая грамотность, но и образованность и эрудированность. Педагогическую подготовленность военного педагога невозможно отделить от его нравственных качеств, всестороннего совершенствования.

Овладение педагогической культурой – процесс сложный и длительный. Ее элементы закладываются во время обучения в военно-учебном заведении, где этому способствуют быт курсантов, организация их жизни и деятельности, отношения в коллективе и, в первую очередь, целенаправленный педагогический процесс. Процесс формирования педагогической культуры продолжается в ходе обучения в военных академиях (университетах), адъюнктурах (докторантурах), в процессе работы над диссертационными исследованиями. Но активное овладение всеми компонентами педагогической культуры происходит в процессе практической педагогической деятельности педагога военного вуза.

Таким образом, педагогическая культура представляет собой сложный сплав мировоззренческих, идейных, нравственных, интеллектуальных, эмоциональных, эстетических и практически действенных аспектов. А это возможно только через повышенную требовательность к себе, развитую потребность в самосовершенствовании, расширение и углубление своего кругозора.