ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С самых древних времен человечество пыталось разгадать тайну творчества. Не утратила эта проблема своей актуальности и сегодня. Современное общество предъявляет четкие требования к личности: она должна быть творческой и мобильной. Практически во всех нормативных образовательных документах отмечается, что развитие творческого потенциала – одна из первоочередных и наиглавнейших задач. Однако неоднозначность интерпретации термина «творчество» и огромное количество подходов к его формированию и развитию оставляют данную проблему до конца неизученной.

Обращение к словарям дает нам такое, самое обобщенное определение понятия «творчество» — это деятельность человека по созданию нового в духовном и материальном плане. В описаниях и расшифровках этого понятия обязательно есть указание на новизну продукта творчества, на его необходимость и нужность для общества или личности, на процесс, который не подчиняется строгим правилам и рамкам. А.И. Савенков указывает, что «творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса» [6, с.50].

Рассматривая творчество с позиций психологии А. Я. Пономарев,В.Н. Дружинин, А.И.Савенков и другие отмечают, что творчество и деятельность не тождественны, а идут параллельно. Во многих, казалось бы творческих видах деятельности (в искусстве, рисовании, музыке) может отсутствовать творчество, наоборот в каких-то вроде бы нетворческих видах деятельности творчество несомненно может присутствовать.

Шаблонно звучат слова о своеобразном художественном творчестве детей. Любой детский рисунок или поделку сразу причисляют к уникальному детскому творчеству. Имея многочисленные примеры детского творчества и гениальности маленьких художников, усиленно поддерживаемые педагогами и амбициозными родителями, мы сталкиваемся с проблемой, что уже в 10 лет, когда идет естественный психологический спад интереса к изобразительной деятельности или старше, когда необходимо уже во время учебы в вузе проявить свой творческий потенциал, некогда подающий надежды художник испытывает проблемы в самостоятельном творчестве.

Говорить о творческом развитии ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности можно с большой долей условности. Исследователи детского рисунка Т.С. Комарова, Г.Г. Казакова,Г.Г. Григорьева, С.Е. Игнатьев, В.С. Мухина, Ю.А. Полуянов выделяют, что: во-первых, рисование для ребенка – это игра, в которой для него важен процесс а не результат; во-вторых, в этот период происходит развитие запаса знаний об окружающем мире, зрительных образов, освоение приемов изображения. Таким образом, формировать умение или навык творчества в данном возрасте невозможно. Конечно, яркие и непосредственные рисунки дошкольников не могут не нравиться и не вызывать восхищения. Однако, это наша взрослая оценка – композиции, необычных (иногда просто так получилось) образов, цветовых сочетаний. Для ребенка дошкольника это естественно.

Рассматривая закономерности изобразительной деятельности детей С.Е.Игнатьев отмечает, что «в младшем дошкольном возрасте — начинают проявляться творческие способности. Ребенок не только воспроизводит показанные схематические изображения, но и пытается передать свое отношение к окружающему» [2, с.3].

В работе с дошкольниками деятельность педагогов направлена на развитие зрительной памяти, воображение, умения работать с изобразительными материалами. Тот запас знаний и умений, которыми овладеет ребенок перед школьным обучением станет хорошей базой для дальнейшего формирования его личности и развития его творческого потенциала.

По-мнению Л.С. Выготского, сформулированному в деятельностной теории учения, ребенка необходимо научить творчеству и дать ему в руки инструмент с помощью которого он будет создавать новое. Казалось, бы самыми эффективными в плане обучения творчеству должны быть уроки из образовательной области «Искусство» — изобразительное искусство, музыка, Мировая художественная культура.

Сегодня, существует несколько подходов к пониманию как приобщать детей к искусству. Необходимо помнить, что на формирование концепций художественного образования оказывали основополагающее влияние не только социальные условия и уровень развития культуры и искусства в целом, но и научные разработки в области художественной педагогики того времени.

Проанализируем, как авторы существующих и реализующихся в нашей стране концепций художественного образования предлагают развивать творчество. Так в концепции «всеобщей графической грамотности» (Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин и др.) процесс обучения творчеству должен опираться на основы изобразительной грамоты и художественные умения. Ученик должен быть подготовлен к творчеству, обладать знаниями законов реалистического изображения, владеть терминологией, иметь широкий кругозор. Этот подход сродни академической многолетней подготовке художников.

В концепции «целостного художественного воспитания через категорию «художественный образ» (Б.П.Юсов) ученик должен научиться понимать, переживать и посильно создавать художественный образ. Через эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве воспитанник знакомится с миром творчества и создает свои работы в меру знаний и умений. Главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством.

В концепции «приобщения к мировой художественной культуре» (Б.М.Неменский) главной идеей художественного образования становится формирование у ученика «художественной культуры как части культуры духовной» [4]. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, П.П. Блонского,А.В. Бакушинского, Т.С. Шацкого авторы концепции считают, что «художественная культура ставит личность ребенка во главу обучения и воспитанности, усилив социальные функции искусство» [4, с.6]. Освоение содержания учебного предмета должно подчиняться логике самого искусства в единстве эмоционально-образного восприятия мира и художественно-профессиональной практики создания образа окружающей жизни.

В концепции комплексного изучения искусства и народной культуры (Т.Я.Шпикалова), главная цель формулируется как приобщение детей культурному национальному наследию, через занятия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, формирование у них культурной исторической памяти. Народное искусство изучается во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается в связи с природой, бытом, трудом истории, художественно-национальными традициями.

Концепция полихудожественного развития школьников (Б.П.Юсов) предполагает развитие у учеников воображения, которое стоит над творчеством. Процесс обучения строится на освоении сразу нескольких видов искусств.

Можно сделать вывод, что о творчестве, об опыте творческой деятельности, которым должен овладеть ученик на уроках изобразительного искусства высказываются все авторы, выбирая для этого разные пути.

Cоздание условий для социализации и самоактуализации личности ученика в условиях школы заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования. В нем обозначена гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия учителя и ученика, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала [5, с.229].

С.П. Ломов отмечает «Искусство во все времена играло важную социально-общественную роль – формировало «художественный образ» миропорядка, гармонизировало менталитет личности. Сегодня эта роль стала исключительно значительной» [3, с.118]. Практика работы со школьниками, анализ состояния художественного образования в современных условиях позволяет выделить следующие тенденции:

  • движение к интегрированному преподаванию предметов эстетического цикла с акцентом на культурологический аспект (внедрение предмета «мировая художественная культура»);
  • повышение роли дополнительного образования, как наиболее мобильной составляющей системы непрерывного художественного образования (студии, подготовительные школы и т.д.)
  • активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

Однако, в тоже время существует ряд проблем, среди которых наиболее значимы, на наш взгляд, следующие:

  • недостатки в подготовке молодого педагога вследствие недостаточного использования методик, развивающих творческое начало;
  • недостаточное овладение методиками создания художественного образа средствами цифрового искусства;
  • недостаточная подготовка будущих педагогов изобразительного искусства к широкому использованию в практике работы полихудожественного образования и педагогической технологии «диалога культур»;
  • передача учебной нагрузки предметов «Изобразительное искусство», «Художественный труд» в начальной школе неспециалистам, преподавателям начальных классов, что приводит к снижению уровня подготовки выпускников начальных классов и проблемам в освоении государственного стандарта как начального, так и среднего общего образования в образовательной области «Искусство».

Основные пути выхода из сложившейся ситуации – это профессиональная подготовка педагога к организации творческой работы с детьми. К сожалению, статистика показывает, что в школе специалисты ( со специальным художественно-педагогическим образованием) составляют около 20 % [3]. Если педагог сам не владеет опытом творческой деятельности, естественно он не сможет предать этот уникальный опыт ребенку. Обучение, которое базируется на принципе «от руки к руке», которое предполагает сотворчество учителя и ученика возможно, но требует больших усилий со стороны педагога и значительных организационных и материальных затрат.

В центре художественного образования должен остаться ребенок. Важными качествами, которые необходимо развивать у ребенка являются: тонко развитое восприятие, художественный интерес, воображение, коммуникативные умения, навыки работы с разными изобразительными материалами [1]. Именно такой подход, позволит развивать творческий потенциал личности ребенка наиболее эффективно.