ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ

Современный учебный процесс организовать без новых педагогических технологий невозможно, так как они являются требованием времени и реформ непрерывного образования.

Внастоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировоеобразовательное пространство, «Программа — 2050» дает новый ход образованию РК. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Изучение русского языка, как и другого иностранного, в перефирии является большой проблемой, особенно в нынешнее время, когда русскоязычное население съезжает с сельских местностей. На этой основе преподавателям русского языка предстоит нелегкая работа обучение русскому языку без языковой среды, особенно для желающих изучать язык, который является неродным, в короткие сроки.

Изучение языка в короткие сроки требует большой усидчивости, заинтересованности. При четкой целевой установке такой курс мобилизует эмоционально-волевые резервы личности обучаемых, допускает высокий темп занятий. Поэтому в учебно-методической литературе последних лет поня­тие краткосрочности стало упот­ребляться в сочетании с понятием интенсивности обучения [1, с. 52].

Работа с постоянным составом учащихся позволяет тщательно проанализиро­вать их типичные языковые и речевые ошибки, учесть действие языковой интерференции.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Работа над текстом – очень важный момент обучения русскому языку учащихся-неязыковедов. Художественный текст, как считает Ю. М. Лотман, есть «крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» [2, с. 24]. Текст – это языковое выражение литературного произведения. Чтение – это процесс общения и познания, в нем присутствуют коммуникативный и когнитивный аспекты. Каждый текст, являясь средством общения, представляет собой сообщение, то есть обладает информативностью. «В общем виде текст можно рассматривать как определенную совокупную информацию, закодированную по системе данного языка», — отмечает З. Н. Клычникова [3, с. 107].

Исследователь подчеркивает информационную насыщенность текста литературного произведения. Только здесь информация представлена в наиболее многогранном виде. Основная функция текста – коммуникативная, однако нельзя связывать текст с обыденной речевой коммуникацией, так как он – факт культуры.

При ознакомлении с произведением преподавателю необходимо рассматривать текст не только как коммуникативную, но и как эстетическую единицу.

Н. В. Кулибина выделяет следующие наиболее важные характеристики текста для использования его в лингводидактических целях: коммуникативную природу, информативность и цельность. Создание книги есть акт общения, то есть передача писателем своих переживаний и чувств «сопереживателю». Писатель, как отмечает Н. В. Кулибина, старается сделать свое произведение «понятным читателю – говорит с ним на его языке: с Пятницей – на людоедском, а с попугаем – на экзотическом» [4, с. 16]. Задача текстов, предназначенных для чтения, – создать на занятии ситуацию общения. Однако общение не будет результативным, если текст не будет информативным. Анализируя информативность текста, можно выделить фактическую, эмоционально-побудительную, оценочную и концептуальную, то есть связанную с авторским замыслом информацию. Для того чтобы прочувствовать текст, читателю необходимо понять, о ком идет речь в тексте, какое событие описано, где все происходит и когда. Это все компоненты ситуации текста. Целесообразно при обучении русскому языку как неродному разделить текст, предлагаемый для восприятия, на фрагменты, каждый из которых отражает определенную миниситуацию, выделить для каждой ситуации ключевые единицы текста, которые являются основой для постижения смысла художественного произведения [5, с. 87].

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является, во-первых, создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания — это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е., главным образом, слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития — это вооружение их средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятия хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих весь необходимый языковой материал, с другой стороны, создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

При всех преимуществах ориен­тации на известный состав обучаю­щихся нельзя упускать из виду, что любая учебная группа — всегда коллектив индивидуаль­ностей и эффективность усвоения предъявляемого речевого материа­ла будет зависеть от четкой инди­видуализации методических прие­мов в соответствии с особенностя­ми личностных свойств обучаемых.

Обучая устной речи, мы исхо­дим из того, что научиться гово­рить можно только говоря. Сле­довательно, задача педагога — «разговорить» обучающихся, мобили­зовать, активизировать их рече­вой потенциал, помочь им преодо­леть психологическую скован­ность, увлечь предметом беседы, нестандартной формой занятий, чтобы заговорили даже самые мол­чаливые и неконтактные.

Обучение устной речевой деятельности в среде изучаемого языка не дол­жен, по нашему мнению, замы­каться только в рамках аудитории, где создается лишь имитация языковой среды. Мы разрабатываем тип «внеаудиторного» занятия по данной теме. Такое занятие дает познавательный материал, но вырабатывает в основном лишь навык аудирования.

Практика показывает, что на обычной экскурсии, как и в любой другой обстановке, у обучающихся может вовсе не возникнуть пот­ребность заговорить, и тогда наша методическая программа будет вы­полнена лишь наполовину.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы находить стимуляторы речевой активности, чтобы студент или ученик не был пассивным во внеаудиторное время при восприятии новой информации.

Однако преимущество предложен­ных методов и приемов мы видим в том, что они стимулируют обучающихся к дальнейшей самостоя­тельной работе над языком, учат использовать в речи разнообраз­ные выразительные средства.