Технические средства обучения – совокупность технических устройств
с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Компьютер – это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить математические вычисления.
Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Возможность применения мультимедийных форматов
(компьютерной графики, звука в сочетании с современными средствами видеотехники), позволяет моделировать различные ситуации и среды, выводя занятия на качественно более высокий уровень.
Использование дополнительных технических средств, таких как мультимедийный проектор и интерактивная доска, могут дополнительно повысить уровень усвоения знаний учащимися при помощи визуализации информации.
Можно выделить основные возможности использования компьютера в
учебном процессе:
работа с обучающими программами;
выполнение математических вычислений;
поиск информации;
моделирование различных процессов;
Мультимедийный проектор (Видеопроектор) – техническое средство,
предназначенное для проецирования различных изображений на большой экран с источника видеосигнала.
Мультимедийный проектор позволяет:
пользоваться любыми компьютерными приложениями;
использовать на занятиях обучающие видеофайлы;
демонстрировать презентацию для аудитории;
использовать материалы глобальной сети Интернет.
Применение проектора в учебной деятельности позволяет увеличить уровень наглядности учебного процесса.
Графопроектор – это техническое средство для проецирования на экран изображений, нанесённых на филии (кодограммы) стандартного формата A4. Графопроектор может быть также использован при демонстрации других прозрачных объектов (колб, пробирок), динамических иллюстраций волновых и оптических явлений, химических реакций.
Слайд-проектор – техническое средство, предназначенное для проецирования статической информации с точной цветопередачей относительно носителя информации (слайда) и автоматической подстройкой фокуса резкости изображения.
Как и мультимедийный проектор, графопроектор и слайд-проектор позволяют увеличить наглядность преподаваемого материала.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаётся на доску при помощи мультимедийного проектора проектор.
Для работы интерактивной доски необходимо установленное на компьютере специальное программное обеспечение. Только в этом случае сенсорный экран будет реагировать на действия пользователя. Для нанесения записей на доску предназначены специальные маркеры. При касании доски сигнал передаётся на компьютер, и программное обеспечение выполняет требуемое действие. Писать можно непосредственно на экране.
Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой проекции проектор помещается перед доской на подставке или на потолке.
При обратной проекции проектор устанавливается за доской.
В процессе обучения так же возможно использование аудио проигрывателей, видеопроигрывателей, DVD-плееров и др.
Электронные библиотеки
Одной из важных задач современного образования является организация доступа к электронным информационным ресурсам. Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является создание электронных библиотек.
Электронные библиотеки – это распределенные каталогизированные информационные системы, позволяющие хранить, обрабатывать, распространять, анализировать, а также организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Электронные библиотеки являются новым этапом в развитии обычных (традиционных) библиотек.
Электронные библиотеки имеют ряд преимуществ перед традиционными аналогами:
по характеру решаемых задач. Электронные библиотеки ориентированы на анализ, поиск данных, а также на структуризацию, классификацию и систематизацию информации.
Традиционные библиотеки – только на систематизацию по определенным правилам;
по организационной структуре. Электронная библиотека является электронным ресурсом, который может включать в себя ресурсы, принадлежащие не одной организации, а различным организациям или даже частным лицам;
технологические принципы__формирования ресурсов фонда библиотеки и обслуживания клиентов.
Основными целями электронных библиотек на сегодняшний день являются:
сделать информацию более доступной;
содействовать сохранению научного и культурного наследия;
повысить эффективности работы и обучения.
Основные задачи электронных библиотек – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них Благодаря широкому распространению доступа к глобальной вычислительной сети Интернет электронные библиотеки становятся доступны практически всем.
Библиотеки в Интернет в основном бывают двух видов:
неспециализированные библиотеки;
специализированные библиотеки, содержащие только тематическую литературу.
Благодаря электронным библиотекам, ученик имеет возможность получать новые знания, не выходя из дома.
Вебинары.
Дистанционное образование в последнее время приобретает для жителей нашей страны все большее значение. Используя современные информационно-коммуникационные технологии, люди могут учиться или принимать участие в конференциях, не выходя из дома. Это возможно за счёт технологии вебинаров.
Вебинары – это семинары или конференции, которые проводятся в удалённом (дистанционном) режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств. Для проведения вебинаров необходимо иметь наушники, микрофон и веб-камера, а также программное обеспечение для проведения вебинаров.
Перечислим основные функции, которые вебинары предоставляют пользователям:
слайдовые презентации;
видео в режиме реального времени (обычно через веб-камеру);
аудио-связь в режиме реального времени с использованием наушников и микрофона;
запись для последующего просмотра и прослушивания;
текстовый чат для сеансов вопросов и ответов в режиме реального времени;
голосования и выборочные опросы;
удалённый рабочий стол и совместное использование приложений;
Преимущества использования вебинаров:
независимость от территориальной удалённости обучающегося от места обучения;
уменьшение финансовых расходов на аренду помещений, кофебрейки, распечатку раздаточных материалов;
все вебинары записываются на электронные носители, что позволяет в дальнейшем использовать учебные материалы повторно.
Основным недостатком вебинаров является ограничение обратной связи для участников. В настоящее время ведутся активные исследования для решения данной проблемы.
В работе приведены примеры информационных технологий, используемых в учебном процессе колледжа в настоящее время. Эффективность использования этих технологий во многом зависит от методики применения и учета физиологических особенностей студента. Современный преподаватель должен учитывать развитие информационных технологий и быть готовым использовать эти технологии в своей практической деятельности